13.08.2009 00:50
Экономика

Что мешает крупным компаниям прописаться в глубинке

Что мешает крупным компаниям прописаться в глубинке
Текст:  Елена Кукол Золик Мильман Михаил Пинкус
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (4973)
Читать на сайте RG.RU

Пополнить тающие местные бюджеты региональные власти хотят за счет крупнейших налогоплательщиков. Они предлагают перевести их на учет в местные налоговые инспекции из Москвы и Санкт-Петербурга, где сейчас зарегистрированы мощные холдинги.

С таким призывом обратился на днях губернатор Челябинской области Петр Сумин ("РГ", 11 августа 2009 года). Но реализовать эту идею будет непросто, предупреждают эксперты, опрошенные "РГ". И добавляют, что, не исключено, губерниям придется предусмотреть для бизнеса налоговые льготы.

В новейшей истории единственный яркий пример добровольной поддержки регионального и местного бюджета крупным бизнесом - прописка в поселке Еруда Красноярского края Михаила Прохорова. В столице Северо-Енисейского района зарегистрировано золотодобывающее предприятие, принадлежащее бизнесмену. В доходной части районного бюджета этого года налоги от добычи составляют около 40 процентов. Еще 16 миллиардов рублей получены в виде налогов от продажи предпринимателем ценных бумаг. Они пойдут в краевую казну, из них 10 процентов перепадет крохотному поселку вахтовиков, в одной из пятиэтажек которого пусть и формально живет теперь Михаил Дмитриевич.

На местах обычно "прописаны" многие металлургические компании, а вот штаб-квартиры нефтяных и газовых холдингов расположены в основном в "столицах", уточняет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Но вряд ли мы дождемся массового переезда бизнесменов в провинцию и регистрации там их фирм. Им невыгодно фиксировать прибыль в регионах: в таком случае они попадают под двойное налогообложение, поясняет Зубаревич. Разрулить ситуацию, по идее, должны новые правила по налогообложению холдингов, но они пока не приняты. Еще одно препятствие - большое количество вертикально-интегрированных компаний, продолжает Зубаревич. Им удобнее концентрировать прибыль в одном месте, чтобы оперативнее управлять деньгами. Почти все главы крупных компаний постоянно живут в Москве, где расположены федеральные органы власти, и контролировать финансовые потоки им проще "из дома", называет еще одну причину эксперт "РГ" Алена Сало.

Пытаться предприятиям "сменить прописку" силовыми или административными методами бесполезно, они все равно изобретут способ уйти от налогов, предупреждает Зубаревич. Но местные власти могли бы привлечь компании, снизив им на 4 процента налог на прибыль, как это сделано на федеральном уровне, говорит Сало. Но прибыль предприятий повсюду падает - налог на прибыль в этом году "просел" почти наполовину, сомневается в эффективности подобного шага сейчас Зубаревич. Тем не менее налог можно "скостить" с прицелом на перспективу, говорит эксперт.

Впрочем, пока ситуация с региональными доходами лучше, чем прогнозировалось, говорит Алена Сало. Предполагалось, что по итогам года их падение составит 40 процентов. Но ситуацию спасут кредиты и дотации из федерального бюджета, за счет такой поддержки по итогам года дефицитными будут всего 5-10 регионов, надеется эксперт. Однако собственные доходы регионов снизятся примерно на 1 триллион рублей, подсчитала Зубаревич. Между тем нестандартных решений, как поддержать собственные доходы, в регионах нет. Пока власти делают упор на то, чтобы улучшить собираемость налогов и повысить эффективность трат, а следующим шагом должны стать новые идеи, говорит Сало. Зубаревич предлагает сделать ставку на подоходный налог. По ее мнению, экономически выгоднее не сдерживать искусственно сокращения на предприятиях, а дать им возможность оставить столько рабочих, сколько нужно, и платить нормальную зарплату. Это приведет к увеличению выплат по пособиям по безработице, зато даст шанс нормально развиваться бизнесу.

Михаил Пинкус, Золик Мильман, Елена Кукол, Челябинская область - Северо-Енисейск - Москва

Налоги Бюджеты регионов Регионы