В Свердловский областной суд передано уголовное дело в отношении организаторов и участников самого массового и кровопролитного бунта в воспитательной колонии для несовершеннолетних.
В организации беспорядков обвиняются 45 человек, большая часть из которых (36 человек) - еще подростки. Необычно это дело еще и тем, что впервые до начала судебного процесса представители Следственного управления Следственного комитета прокуратуры РФ (СКП РФ) по Свердловской области в подробностях рассказали журналистам, почему взбунтовались заключенные и как их удалось усмирить.
Ночной план
Беспорядки в колонии начались ближе к полуночи 16 октября 2007 года. После сигнала "отбой" сотни заключенных вместо того, чтобы ложиться спать, вышли на улицу с требованием изменить режим пребывания в колонии.
Формальным и якобы стихийно возникшим поводом явилось решение руководства колонии этапировать во "взрослую" зону одного из неформальных лидеров кировградских подростков-заключенных. Но, как показало расследование, действовали ребята явно не спонтанно. У бунта были организаторы, которые, используя подельников, хотели вырваться на волю. По задумке этих стратегов, обеспечить волю заключенным должны были три группы нападения. Одна бросится ломать и поджигать здания, чтобы отвлечь на себя основные силы охраны. Другая планировала захватить в заложники особо нелюбимых сотрудников колонии (по данным следствия, был составлен список "неугодных", большую часть которых составляли женщины-сотрудницы). Третья группа должна была взломать ворота колонии и прорваться на свободу.
- Организаторами всего бунта была группа из девяти заключенных, почти все- совершеннолетние. В ближайшее время их предполагалось перевести во взрослые колонии, но менять место пребывания эти заключенные, ходившие здесь в авторитетах, не хотели. Так что план массовых беспорядков они готовили заранее и очень тщательно, - рассказал следователь по особо важным делам СКП РФ Игорь Бередин. - Бунт действительно проходил в соответствии с составленным планом. Но многое сорвалось, и главное - заключенным не удалось сбежать. Нетрудно представить, что бы творилось в городе Кировграде, если бы сотни заключенных вырвались на спящие улицы.
Прошлись огнем
Из всех строений на территории колонии нетронутой осталась разве что недавно построенная церковь. Подростки крушили все: от нар в спальных комнатах до компьютерного класса. Из штаба колонии вначале выкинули все личные дела, а затем подожгли здание.
Во время стычки с заключенными 87 стражей правопорядка получили травмы, один сотрудник колонии - капитан Анатолий Завьялов - от полученных ран скончался. Как выяснилось впоследствии, Завьялов входил в список заложников. Но в деле он оказался единственным сотрудником колонии, которого заключенным удалось захватить. И на нем, видимо, выместили все зло. Сейчас установлено, что в избиении капитана принимало участие 36 человек, а продолжалось оно 40 минут. Но скончался Завьялов все-таки в больнице, через три часа после того, как его удалось вынести с территории освобожденной колонии. Позднее, посмертно, Завьялов был представлен к ордену Мужества.
Пострадали и участники бунта. По восставшим подросткам служба охраны и бойцы специального отряда ГУФСИН вынуждены были стрелять. В итоге с ранениями в больницы попали шесть заключенных, один человек был убит. В первую же неделю после бунта представители генеральной прокуратуры РФ заявили, что оружие было применено оправданно.
Или право имею?
Расследование бунта в колонии продолжалось почти два года. Следователи опросили более тысячи человек, провели более 600 экспертиз, дело составляет 300 томов.
Степень виновности каждого участника установит суд. А вот в определении причин бунта следователи однозначны: слишком много свободы дали заключенным.
- Они жили вполне вольготно, ходили в неуставной одежде, пользовались сотовыми телефонами. Но после того, как эти поблажки устранили, и начались волнения, - уверен Бередин.
Между тем этот бунт заставил чиновников задуматься о состоянии пенитенциарной системы и задаться вопросом, почему даже в благополучных, на первый взгляд, зонах вспыхивают восстания. Исследованием этой проблемы занялась специальная комиссия Общественной палаты РФ. Она пришла к выводу, что для заключенных действительно были созданы комфортные условия проживания, но взамен администрация требовала от всех несовершеннолетних безусловного подчинения, что и привело к бунту.
За просчеты в перевоспитании подростков с должности был снят начальник ГУФСИН Свердловской области Николай Ткачев.