17.08.2009 04:00
Культура

Дмитрий Марьянов: К процессу съемок надо подходить с юмором

Популярный актер Дмитрий Марьянов ищет серийного убийцу
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Столичный выпуск: №151 (4975)
Читать на сайте RG.RU

Поводом для нашей встречи с Дмитрием Марьяновым - популярным актером из поколения 40-летних (как раз в этом году ему исполняется 40 лет) - послужили съемки в Санкт-Петербурге нового фильма "Джек-Потрошитель" компании RWS..

Помимо Марьянова - исполнителя главной роли, в фильма снимаются Даниил Спиваковский, Андрей Ургант, Светлана Крючкова, Мария Машкова… Последняя уже можно сказать специализируется на ролях журналисток, и именно ее героиня по сюжету помогает осознать оперуполномоченному ГУВД Николаю Троицкому, которого играет Марьянов, что действия петербургского злодея один в один повторяют преступления известного британского маньяка Джека Потрошителя.

Сам Марьянов, честно говоря, не сильно похож на привычного опера, но у него в фильме такой образ - усталого профессионала с чувством юмора, что не сомневаешься - этот Потрошителя найдет и, простите за каламбур, выпотрошит.

Российская газета: Дмитрий, почему вы согласились сниматься в детективе про российского Джека Потрошителя - у нас фильмов и передач на криминальную тематику с каждым днем все больше. Для зрителей их много, а для актеров?

Дмитрий Марьянов: Согласился и согласился. Проект неоднозначный. Сценарий писал непрофессионал. То есть автор - профессионал в своем деле: он - следователь, он действительно Троицкий. И ловил и ловит таких ублюдков, о которых речь в фильме. Буквально за три дня до начала съемок он поймал маньяка, на счету которого 12 изнасилований. Но! При этом текст переделывается на ходу, оживляется. Все, что касается профессиональной оперативной деятельности автора - безупречно. Но в процессе съемок вопросы возникают.

РГ: С точки зрения кинематографа?

Марьянов: С точки зрения того, что в кино так не говорят. Но при этом мой агент сказал: "Дима, это лучшее из того, что сейчас присылают". Я разговаривал недавно с женой Филиппа Янковского - известной актрисой Оксаной Фандерой. Она говорит своему агенту, мол, что-то ты мне давно не звонил. Он - ей: "Ты сейчас что читаешь?" Она назвала книгу. "Вот и читай! - говорит он., - Вот и наслаждайся". Она: "А… до такой степени". Он: "До такой!" То есть сейчас, в кризис, такая ситуация, когда собрались продюсеры и решили, что актеры слишком много зарабатывают… Почему-то никто не смотрит в карман продюсеру и не считает его деньги. Зато стали подсчитывать заработки актеров. Вообще считать чужие деньги - это моветон. И вот решили, что на волне кризиса уйдет все плохое и начнется хорошее. Ничего подобного!

РГ: Кому война. А кому мать родна? И вы - востребованный актер, которого нам весь сезон показывают в главном шоу "первой кнопки" "Ледниковый период", соглашаетесь сниматься в фильме, сценарий которого неоднозначен, только потому, что сейчас кризис?

Марьянов: Да нет… Начнем с того, что этот фильм - тоже "первая кнопка". И вообще - лучше работать, чем нет.

РГ: Я не далее, как сегодня слышала другое мнение, мол, актеры ломят сумасшедшие цены, и, когда им объясняют, что сейчас кризис, они не хотят понимать, принимать и соглашаться .(В тот же день Виктор Мережко рассказал, что Дмитрий Нагиев отказался сниматься в его новом фильме, потому что его не устроила предложенная сумма гонорара, которая, кстати, за съемочный день превышала режиссерскую).

Марянов: Еще раз говорю: не надо считать чужие деньги. Актеры, которые всю жизнь работали, зарабатывали себе имя, теперь опускаются по цене. С какой стати? Кто им сказал, что они много зарабатывают? Кто устанавливает эти расценки? Как хорошо сказал Виктор Сухоруков: они пытаются нас приучить, что так и будет.

К сожалению, я сейчас отказался от проекта. Тоже сериал. И там почему-то женщина-продюсер сказала: будет такая цена - и все!. А это - одна треть от привычного и положенного. От платы за мой съемочный день. Я ей ответил: "Давайте вы пойдете вверх, а я пойду вниз - там и встретимся. И договоримся об оплате". С ее стороны последовало твердое "нет". Я сказал, что не умею так разговаривать, могу говорить по-человечески. Кто пишет? Кто утверждает? Кто предлагает?

Недавно читал книгу Георгия Данелии. Работая над сценарием, он сказал: "Вот в этой роли я вижу Евгения Павловича Леонова". Его начали отговаривать: Леонов занят, освободится только через полгода. Данелия в ответ: "Будем ждать." И ждали!

РГ: Если вы видите, что проект, как вы сказали - неоднозначный. Вы можете своей актерской игрой его поднять до уровня хорошего?

Марьянов: Я пытаюсь. Мне самому интересно, справлюсь ли я с этой задачей или нет. Не знаю. Пытаюсь сделать не рисованного опера, но для этого мало времени. Здесь нужна кропотливая работа, а не отсчет по огромному количеству полезного метража в день. Не успеваешь ничего придумать. Соображаешь на ходу. И очень часто бывает, что вечером сидишь и говоришь себе: "Эх, вот здесь вот надо было так!" А уже не исправишь. Единственное, что хорошо - поскольку это сериал, можно то, что придумал, использовать в другой части.

Но вот многие молодые не успевают - они просто не знают, как это делается. Я по себе знаю, когда был таким: текст дали, запомнить бы! (изображает молодого неопытного щенка). А здесь все быстрей-быстрей! Продюсер на площадке, подгоняет постоянно - это ужасно. Быстроту процессу все это не придает. А нервозность на площадку вносит.

РГ: Сейчас полным-полно сериалов про милиционеров. Что вас раздражает в актерах, которые играют служителей порядка?

Марьянов: Еще раз говорю, когда не думая говорят текст. И я знаю, как этот текст написан - таким языком, каким люди не говорят. И я вижу, что актеры не работают над этой ролью. Им все равно.

РГ: А вы сами любите смотреть "кино про ментов"?

Марьянов: Иногда да. Когда хорошее.

РГ: И что на ваш взгляд хорошее?

Марьянов: Очень люблю смотреть про Пуаро. Недавно целиком посмотрел сериал "Клан Сопрано". Сейчас мне дали фильм "Побег". Все - западное, к сожалению.

РГ: Но вот сейчас снимают, как о нем говорят, российский аналог "Клана Сопрано". Если бы вам предложили в нем сниматься? Или в аналоге другого западного популярного сериала?

Марьянов: Аналогом можно назвать все, что угодно. Только надо понять, сколько денег туда было вложено, какой съемочный процесс. Не снимайте 20 минут в день и потом не говорите, что это - аналог. Это будет сюжет похожий и больше ничего общего. Потому что фильм ни в какие рамки не лезет.

РГ: Вы всегда так шутите на площадке, как сейчас.

Марьянов: Просто нужно убирать нервозность. Расслаблять других и получать удовольствие. С юмором к процессу съемок надо подходить.

РГ: Мне очень понравился фильм, где вы сыграли главную роль "Слушая тишину". Его показывали на фестивалях, потом - на одном из центральных каналов. Вы для меня, как актер, раскрылись с неожиданной стороны. Эта роль была для вас особенной?

Марьянов: Хороший материал. Это был дебют режиссера Александра Касаткина. И, кстати, к разговору о деньгах, я согласился не из-за того, сколько там платили, а потому, что мне понравился материал. Мне стало интересно. Я такого не играл. Мы встречались с Касаткиным, он мне рассказывал, что хочет сделать, и увлек идеей.

РГ: Еще одна ваша отличная работа - роль в антрепризном спектакле "Игра в правду", который собирает аншлаги.

Марьянов: Нас там четверо актеров, из них - три мужские роли, одна - женская. И мы просто на палочках выбирали роли - кто кого играет. Тянули жребий. И потом - мы же все переписали - весь текст написан нами самими. Режиссер - Виктор Шамиров, актеры - Гоша Куценко, Костя Юшкевич и я собирались специально и писали. И постепенно, по блокам переделали пьесу.

РГ: Что вам ближе - театр, кино, такие телепроекты, как "Ледниковый период"?

Марьянов: Это не сравнивается. Это - моя профессия. В нее все входит.

РГ: Я разговаривала с актерами, которые говорили, что ни за что бы не согласились принять участие в ледовых проектах. Это девальвирует профессию. Мол, я создан не для того, чтобы на коньках народ веселить - делать то, что не умею - мое дело играть на сцене и перед камерой. А вы вот согласились.

Марьянов: Подождите! Это - шоу! Это к кино и театру не имеет отношения. Это - шоу и ничего больше! Просто люди развлекаются. Но развлечение тоже так себе - по 6-9 часов в день постоять на коньках. Может, коллеги боятся туда пойти. Потому что им страшно упасть на лед и удариться? Это - больно и тяжело.

РГ: Но есть другие актеры, которые завидуют тем, кто попал в число счастливчиков, которых показывают по тв.

Марьянов: Я не смог бы, даже если бы очень захотел, придумать себе такое развлечение, как кататься на коньках в паре с чемпионкой мира. Я даже не задумывался о таком. В мыслях такого не было. Так же, как и погружаться под лед Байкала, как было в другом телешоу. Вот если бы я ушел в спорт и начал рекламировать себя как спортсмен - вот это я был бы идиот.

РГ: Вы начали сниматься еще подростком. Насколько все изменилось в профессии.

Марьянов: Я уже приводил пример про Данелию. И вот сейчас отснялся у Мгера Мкртчана "Взрослая дочь молодого господина". Не путайте с пьесой "Взрослая дочь молодого человека". Полный метр. Хорошая работа. С этой точки зрения ничего не изменилось. Всегда есть профессионалы. В любое время.

РГ: Можете назвать ваши последние актерские работы, которыми бы были особенно довольны?

Марьянов: Я получаю удовольствие от процесса. Собой я чаще всего недоволен. Могу быть доволен лишь через какое-то время. И то не всегда.

Досье "РГ"

Впервые Дмитрий Марьянов появился на экране в 14 лет в фильме "Выше радуги". Очередная роль, которая сразу сделала его популярным, - работа в фильме Эльдара Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна". Выпускник Щукинского училища, Марьянов начинал в эксцентрическом студенческом театре "Учёная обезьяна", который зрители знали больше по участию в телепередаче "Сам себе режиссёр" - там артисты чудили в телерепризах.

Позже Марк Захаров пригласил Марьянова в "Ленком", где он сыграл Трубадура в "Бременских музыкантах", участвовал в спектаклях "Юнона и авось", "Поминальная молитва", "Безумный день, или женитьба Фигаро".

Самые известные киноработы Дмитрия Марьянова:

"Выше радуги"

"Дорогая Елена Сергеевна"

"Русский регтайм"

"Кавалеры морской звезды"

"Графиня де Монсоро"

"Бременские музыканты и К"

"Падает снег"

"День радио"

"Боец"

"Слушая тишину"

"Гибель империи"

"Утесов. Песня длинною в жизнь"

"Охота на гения"

"Идеальная жена"

"Мираж"

Статья публикуется в авторской версии

Кино и ТВ