Каждое утро в восемь часов мне докладывают все последние сводки. Вдумайтесь: каждые сутки в области из дома убегают от трех до пяти подростков. Некоторые уходят из дому уже по 15-20 раз, и родители их не ищут. О том, что ребенок пропал, мы узнаем не от родителей, а от учителей или соседей. Эти цифры не могут не шокировать. Конечно, дети всегда ищут чего-то, а потом мы находим их. Но хорошо, если живыми и здоровыми.
Я считаю, что нужно делать все, чтобы подросток не попал в места лишения свободы. Предупреждать преступления, разговаривать, убеждать его, возиться с ним, и даже если он уже совершил проступок, нужно сделать максимум, чтобы он не попал за решетку. Я убежден в этом потому, что тюрьма не перевоспитывает. Наоборот, когда пацан, севший за кражу двух пачек сигарет и коробки шоколада в уличном ларьке, возвращается из колонии - вот тогда он сколачивает банду и начинает грабить по-настоящему. Представьте себе колонию, где собрали 600 человек, один другого хлеще. Да, там работают воспитатели, психологи, учителя, но есть и совсем другие "авторитеты".
Недавний случай: двенадцатилетний мальчишка из неблагополучной семьи совершил 15 краж по киоскам. Брал конфеты, печенье... Все мы помним себя детьми и знаем, каково это желание. Мальчишку мы задержали, и я сказал своим: "Воспитывайте"!
Одна из эффективных форм работы с детьми - введение института школьных инспекторов. В Ростовской области они появились три года назад в тех школах, где не менее 750 учащихся. Через год директора других школ стали просить: и нам дайте инспектора! Безусловно, удобно, когда в школе работает милиционер, который знает как свои пять пальцев атмосферу микрорайона и каждого, кто стоит на учете. Да и результат очевиден - количество правонарушений в этих школах сократилось втрое, практически не стало проблем с дисциплиной и прогулами. Школе и школьникам они нужны! И сейчас необходимо ставить вопрос, чтобы инспекторы работали не только в крупных учебных заведениях, но и в небольших школах, в вузах, колледжах.
Полгода назад мы начали эксперимент по семейным инспекторам. Это, пожалуй, единственный человек, которому есть дело до того, что творится в стенах дома, в семье. Его задача - помочь людям со сложной судьбой выкарабкаться со дна общества, решить весь комплекс вопросов - от восстановления документов до трудоустройства. Увы, число семейных инспекторов еще очень незначительное. Ведь в органах внутренних дел расписана каждая штатная единица, сколько на тысячу человек должно быть участковых, инспекторов ГАИ, сыщиков уголовного розыска. Но если считать, что один такой семейный инспектор убережет от преступности хотя бы одну маленькую душу, я убежден, эксперимент сработает на все сто. И вряд ли это по деньгам будет дороже, чем содержать потом за решеткой легион закоренелых рецидивистов.