На недавней встрече премьер-министра и министра связи и массовых коммуникаций обсуждались вопросы развития инновационной экономики и реализации проекта "электронного правительства". Власти уже давно говорят о необходимости создания в России развитого информационного общества, о широком внедрении современных информационных технологий во всех основных сферах социальной и экономической жизни и т.д. По этому поводу проводятся многочисленные совещания, принимаются решения, даже выделяются весьма значительные средства из бюджета, а ощутимого результата или серьезного прорыва до сих пор нет. В международном рейтинге уровня развития информационных технологий Россия занимает 70-е место.
На самом деле нельзя сказать, что программа построения в России информационного поля полностью не работает. Направление электронной торговли, например, обеспечивает уже до 30% общего объема торговых операций. А вот другие направления не могут похвастаться столь высокими темпами развития. Электронный документооборот, на необходимости широкого распространения которого делался не меньший упор, чем на электронную торговлю, до сих пор действует только на уровне отдельных ведомств. Межведомственного электронного взаимодействия, которое и составляет основу столь высокой эффективности электронного документооборота, до сих пор обеспечить не удалось. Буксует проект по предоставлению налоговых деклараций в электронном виде. В таком же состоянии находится проект по предоставлению электронных таможенных деклараций. Проект по созданию электронных "социальных карт" для граждан страны существует фрагментарно - в небольшом числе отдельных российских регионов. При этом реальные функции, которые выполняют "социальные карты", составляют лишь малую часть того, что они должны выполнять согласно утвержденным планам. О предоставлении государственных электронных услуг в рамках концепции "электронного правительства" вообще можно только мечтать.
В чем же причина столь большого разрыва в темпах развития? На наш взгляд, дело в различии подходов со стороны государства. Подход к развитию направления электронной торговли был предельно конкретным. Было четко определено, кто реализует данную задачу, в какие сроки и каким будет формат использования данных систем. Для развития этого направления была подготовлена нормативно-юридическая база, включая принятие целого ряда законопроектов и нормативных актов, в числе которых закон об электронной торговле и закон о госзакупках. В результате электронная торговля становится основным инструментарием осуществления закупок как для государственных организаций, так и для государственных структур.
В отношении других направлений подход был больше декларативным - говорилось о необходимости развития данных сегментов, но конкретных решений, способствующих исполнению этих планов, не принималось. Отсутствовали четкие распоряжения, кто, в какие сроки и в какой форме должен обеспечить реализацию данных задач. В итоге проекты в рамках этих направлений развивались бессистемно, во всем известном формате "лоскутной" информатизации, который не приносит особых результатов. Более того, многие проекты тормозились из-за объективно существующих проблем, решением которых почему-то никто не занимался. Например, известно, что для осуществления межведомственного электронного взаимодействия необходимо утвердить единые нормативные и технические регламенты, на основании которых и можно было бы обеспечить информационный обмен. Об этом говорится уже много лет, но воз и ныне там.
Если мы реально хотим построить инновационную экономику и развитое информационное общество, мы должны переходить от декларативных заявлений к конкретным действиям. Вместо политических заявлений необходимо представлять четкие организационно-экономические программы с конкретными сроками исполнения, необходимой юридической базой и действенной системой контроля исполнения. И вот тогда в международных рейтингах информационного развития мы будем занимать более приятные места.