18.08.2009 04:00
Власть

Сергей Сазанов: Народ ходит в суды с вилами, косами, канистрами бензина

Руководство ведомства ответило на жесткие вопросы читателей и критику новых полномочий службы
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №152 (4976)
Читать на сайте RG.RU

Закон о новых полномочиях приставов вызвал широкий резонанс, и это еще мягко сказано. На редакцию обрушился буквально шквал звонков с общим вопросом: зачем? Масса вопросов пришла и на сайт.

Напомним, судебные приставы получили право принудительно доставлять в суд гражданина, если суд того потребует. Проверять у людей документы, проводить личный досмотр посетителей судов. А еще закон разрешает им вскрывать квартиры должников, запрещать выезд за границу, взять под арест автомобиль злостного неплательщика.

Насколько велик риск злоупотреблений и произвола? Кому теперь жаловаться? Будет ли уважаться право собственности? На читательские вопросы по просьбе "РГ" отвечает первый заместитель директора ФССП Сергей Сазанов.

Визит со взломом

Сергей Н., Москва: Ну всё: прощай гражданское общество и Конституция. Всё больше и больше становимся полицейским государством. Это возмутительно! А как же Конституция РФ, гарантирующая право на неприкосновенность жилища?

Сергей Сазанов: Этот вопрос не однажды рассматривался при принятии Закона "Об исполнительном производстве". В законе четко и ясно определено, что есть Конституция и есть условия, в соответствии с которыми государство получает право принудительного проникновения в жилище. Это - совершение преступления. В данной ситуации неисполнение судебного решения относится к противоправным действиям. Вот цитата из Конституции, статья 25: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Нам как раз федеральный закон и дает такое право.

Когда ФССП получила право проникать в жилище, шум стоял почти год. Все были уверены, что судебные приставы ринутся вскрывать квартиры и выносить имущество. На самом деле вся эта ситуация поставлена на жесткий контроль. Каждый случай принудительного проникновения в жилище докладывается директору службы.

Приведу статистику. За прошлый год у нас принудительных случаев проникновения в жилища было всего 43 из общего числа в 36 миллионов исполнительных производств. Давайте посмотрим, что происходит в первом полугодии 2009 года. Из 20 миллионов исполнительных производств случаев принудительного проникновения в жилища у нас было всего 14, то есть налицо снижение. Эта мера носит превентивный характер, направлена на злостных должников, которые раньше просто не открывали дверь. И годами применяли такой способ, чтобы не выполнять судебное решение. А нормальные люди - взыскатели - не могли взыскать ущерб, долги, алименты.

Ярослав Константинов, Ставрополь: Вот вам и права человека! Вот вам: что хочу, то и творю! Сначала мы тебя унизим, морду набьём, а потом судись. Ну я понимаю, есть бандиты, а со свидетелями-то зачем так строго? Их оберегать надо и всячески поощрять за содействие суду.

Сазанов: Абсолютно согласен с тезисом, что свидетелей необходимо всячески поощрять и оберегать. При этом автор вопроса не понимает, что если свидетель не хочет идти в суд, то это не просто его личная блажь. Она ведет к тому, что судебное заседание откладывается, это во-первых. Во-вторых, человек, обвиняемый в преступлении, может тем временем находиться в заключении. Неявка свидетеля приводит к тому, что подсудимый сидит за решеткой полгода, год, а иногда и больше. Есть еще и правовой аспект. Неявка в суд - это неуважение к суду, и принудительный привод свидетеля в суд воспринимается абсолютно нормально во всех странах. Если мы посмотрим на опыт США, стран Европы, там такая же практика.

Поэтому мы считаем, что здесь никакого нарушения прав граждан нет. ФССП должна обеспечивать правопорядок, а правопорядок заключается как раз и в том еще, что граждане, которых суд вызывает для того, чтобы они дали какое-то заключение, свидетельские показания, обязаны являться. Это нужно для того, чтобы осуществлялось правосудие.

Если тебя вызывают как свидетеля, то у любого нормального человека реакция - пойти в суд и дать свидетельские показания. Если он "баррикадируется", то его принудительно заставят, вплоть до проникновения в жилище.

Если случаи с превышением полномочий встречаются, мы самым строгим образом их проверяем и наказываем, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Досмотр по первому требованию

Денис, Томск: Это тенденция: больше появляется возможностей для коррупции, а у людей прав все меньше. Скоро приставы будут проверять документы на улице. А ведь я могу и не знать, что это слуги закона. По этой причине могу принять их за грабителей, убийц и еще за кого угодно. Не появится ли большое количество ненужных человеческих жертв, как среди этих слуг закона, так и среди граждан?

Сазанов: У ФССП есть приставы-исполнители и приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. 97 процентов всех судов в стране охраняют наши приставы. И именно им, когда человек приходит в суд, и предоставлено право проверить документы, но и то не у всех, а у граждан, по каким-то причинам вызывающих подозрение.

Главный вопрос не в полномочиях, а в обеспечении безопасности граждан. Почему-то ни у кого не вызывает возмущение, когда человек идет, например, в офисный центр и у него охрана на входе проверяет паспорт. Или когда вы идете в кафе или в кино, где много людей скапливается, и человека просят пройти через металлодетектор, вывернуть карманы и открыть сумку. Это делает обычная охрана, которая ни по какому закону на это права не имеет. Почему же в суде должно быть иначе? В прошлом году нашими приставами было выявлено около 14 тысяч единиц оружия и 150 тысяч боеприпасов. Народ ходит в суды с вилами, косами, канистрами бензина. Досмотр и проверка документов - это обычная практика обеспечения безопасности, особенно в наше время, когда по всему миру идет борьба с терроризмом.

Тростиночка, г. Пермь: Зачем потребовалось расширять полномочия и выдавать оружие старшим судебным приставам? Они, что, тоже будут ходить по домам должников с пистолетами?

Сазанов: Если люди думают, что сейчас к ним придут приставы-исполнители и будут размахивать пистолетом и требовать вернуть долг, это заблуждение. У нас и по старому варианту закона судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могли иметь оружие. В новом варианте закона предусматривается такая возможность для старших судебных приставов. Это особенно актуально для регионов Южного федерального округа. У нас, к сожалению, постоянно происходят покушения на судебных приставов. Наверняка вы читали в СМИ про случай, который произошел недавно у нас, в Ингушетии, где погиб судебный пристав. Для некоторых регионов ношение оружия - это зачастую вопрос личной безопасности.

Штраф с уведомлением

Сергей, г. Пенза: А если я прописан в одном месте, а живу в другом, откуда я узнаю, что мне выписан штраф? Да еще и сейчас, когда на дорогах поставили камеры? И, что, судебный пристав мне запретит выезд за границу?

Сазанов: Запретит. И правильно сделает. Если ты прописан в одном месте, а живешь в другом, нужно принимать меры, например, договариваться с соседями, чтобы они почту принимали. Каждый человек должен понимать, что он отвечает за свои поступки. Если ГИБДД на вас оформило протокол, то всё - государственная машина заработала и последствия могут быть самыми серьезными, вплоть до ограничения выезда, и от суммы штрафа это не зависит.

Юрист, Балашиха: Непонятно, насколько актуален запрет на использование словосочетания "судебный пристав". Коллекторы если и пытались его использовать, то неофициально. Так они и сейчас смогут представляться. Но разве кто-то не знает, что у нас только одна служба судебных приставов?

Сазанов: Эта норма как раз и направлена на защиту прав граждан. У нас были случаи, когда коллекторы представлялись судебными приставами, приходили к людям и угрожали, грозились вынести все имущество. Например, есть фирма, которая именует себя - "Агентство судебный пристав". И вот, представьте себе ситуацию, они звонят и говорят: "Вас беспокоят судебные приставы". Первое, о чем думает человек, это о Федеральной службе судебных приставов. И если наша работа полностью регламентирована законом и строго контролируется, то частники находятся вне правового поля, и единственное, на что они имеют право по закону, - позвонить и напомнить, что у человека есть долг. И то позвонить в определенное время. Между тем были случаи, когда коллекторы звонили в 2, в 4 часа ночи. С недавнего времени у каждого судебного пристава появился еще и нагрудный знак. Когда к вам приходят приставы, вы всегда можете позвонить в отдел ФССП и уточнить, настоящие к вам пришли судебные приставы или нет.

Госуправление Охрана порядка ФССП