В Орловской области не хватает денег на установку дорожных знаков и освещение улиц. Власти уповают на новые технологии, которые позволят сэкономить при реконструкции дорог.
Неудачей закончилась попытка орловских дорожников опротестовать в арбитражном суде штраф, наложенный отделом ГИБДД Хотынецкого района. Им придется заплатить 20 тысяч рублей за то, что они вовремя не установили несколько дорожных знаков "Обгон запрещен" на трассе Болхов - Орел - Витебск. Эта функция законом возложена на организацию, за которой закреплены обязанности по содержанию дороги. В данном случае за трассу отвечает ОГУ "Орелгосзаказчик". К нему и возникли претензии у милиции.
Нарушение было зафиксировано в мае текущего года. Штраф наложили в тот же день, когда составили протокол, что особенно возмутило дорожников. Представители "Орелгосзаказчика" не стали отрицать вину, но отвечать за нее в одиночку не пожелали. В суде они пояснили, что финансирование местных дорог, вопреки логике, строится по остаточному принципу. В ноябре прошлого года коллегия области утвердила норматив денежных затрат на содержание одного километра автодороги регионального значения - 255,7 тысячи рублей. Это в 2,5 раза ниже правительственного норматива, принятого еще в 2007-м.
Однако даже оговоренная законом сумма предприятиям отрасли не выделяется. Смета бюджетных ассигнований на содержание автодорог региона в 2009 году - всего 196 миллионов рублей. Это примерно на 50 миллионов меньше, чем в 2008-м. По подсчетам специалистов, при таком объеме финансирования на содержание километра дороги больше 50,8 тысячи рублей не потратишь. То есть в пять раз ниже регионального норматива, не говоря уже о федеральном. Да и график выделения средств составлен таким образом, что основная часть поступит лишь в третьем квартале.
Сотрудники ГИБДД к подобным объяснениям равнодушны - для них важнее безопасность на дорогах, чем ссылки на отсутствие средств. Суд оставил в силе постановление о штрафе, зацепившись за юридическую тонкость. По его мнению, "Орелгосзаказчик" не смог представить доказательства того, что именно на спорные участки дороги не было выделено финансирование. Дорожникам не оставалось ничего другого, как заверить ГИБДД в том, что в ближайшее время будет проведен тендер и знаки установят.
Схожий по основаниям суд состоялся в Болхове, где претензии к городской администрации предъявила прокуратура. Предметом разбирательства стало освещение улиц райцентра. Чиновники признали, что по вечерам и ночам фонари освещают только центральную улицу поселка. Остальная часть остается во тьме "в целях экономии".
Подобная ситуация характерна для орловской провинции. Однако районная прокуратура усмотрела в этом нарушение конституционных прав граждан - на жизнь и охрану здоровья. В суде ей помогли сотрудники ГИБДД. Согласно их данным, одна из основных причин ДТП в Болхове - "отсутствие освещения на улицах". В прошлом году, например, в темное время суток в райцентре было зарегистрировано 24 ДТП, в этом - 11. Для небольшого поселка это серьезные цифры.
Суд полностью удовлетворил требования прокурора. Местные власти обязаны обеспечить освещение всех улиц согласно стандартам. Видимо, теперь им придется экономить на другом. Данное решение может стать для местных властей опасным прецедентом, ведь даже в Орле освещаются не все улицы.
Кстати, недавно Орловщина вышла на второе место в ЦФО по количеству пострадавших в ДТП. Сотрудники ГИБДД бьют тревогу - в текущем году количество аварий из-за "неудовлетворительного состояния дорожной сети" возросло на 11 процентов. В это определение инспекторы вкладывают плохое качество дорог, отсутствие освещения и стертую разметку. Кстати, по статистике, в каждом восьмом ДТП в регионе погибают люди, треть пострадавших становятся инвалидами.
- В авариях мы ежегодно теряем от 200 до 220 человек, - рассказал начальник УГИБДД по Орловской области Александр Коршунов. - Обеспечение безопасности дорожного движения перестало быть делом одного ведомства - Госавтоинспекции. Сложность общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, требует приложения усилий органов власти, работников образования, здравоохранения, правоохранительных органов, дорожных и коммунальных служб.
На проблему обратили внимание региональные власти. Первая же проверка показала: в последнее время в области мало что делалось для повышения уровня безопасности на дорогах. За 3,5 года бюджет выделил на реализацию соответствующей региональной программы всего 217 тысяч рублей - из обещанного миллиарда.
В конце июля на борьбу с бездорожьем на Орловщину призвали голландцев. Эксперимент, действие которого хотят распространить на весь регион, стартовал в областном центре. Рабочие строят дорогу на улице Красноармейской по уникальной технологии. Сначала укладывается основание, причем применять можно любой материал. В ход идет старый асфальт, бетон, глина, песок. Затем все это заливается специальным составом, который на молекулярном уровне склеивает и кристаллизует "фундамент". Сверху укладывается слой асфальта толщиной 5-7 сантиметров. Покрытие получается ровным и прочным. По словам голландского инженера Кристофа Игиеда, такая технология сокращает издержки до 70 процентов.
- В 2007 году мы столкнулись с неожиданной проблемой, - рассказал первый вице-мэр Орла Василий Еремин. - У нас появились деньги, но дорожные службы оказались не в состоянии их освоить. Не хватило асфальта, который издалека не привезешь. При использовании новой технологии эта проблема будет решена, поскольку асфальта требуется намного меньше. При этом "фундамент" и сам вполне может служить полноценной дорогой, а верхний асфальтовый слой можно укладывать, когда будут деньги.
В мэрии говорят, что зарубежная технология подоспела вовремя. По подсчетам специалистов, в дороги областного центра ежегодно необходимо вкладывать не менее 500 миллионов рублей. И это только для того, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии. Таких денег муниципалитету самостоятельно не собрать. Власти рассчитывают, что федеральный центр выделит Орлу значительные средства на его 450-летие. Впрочем, до юбилейной даты еще семь лет. А дороги надо делать уже сегодня.
Кстати
Протяженность улично-дорожных сетей в Орле составляет 405 километров. Из них лишь 241 километр - с усовершенствованным покрытием, то есть асфальтом, и только 54 километра оборудованы ливневой канализацией.