18.08.2009 02:00
Экономика

Менее двух процентов россиян имеют программы страхования жизни

Россияне не знают, как обеспечить себе надежную финансовую защиту на будущее
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №31 (715)
Читать на сайте RG.RU

Российские страховщики увеличили сбор премий в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 4,2 процента - до 493,43 миллиарда рублей с учетом обязательного медицинского страхования.

По словам начальника отдела экономического анализа Росстрахнадзора Татьяны Майоровой, по добровольным видам страхования поступления составили 225,4 миллиарда рублей, по обязательным - 268,03 миллиарда рублей. По обязательному страхованию автогражданской ответственности собрано 39,86 миллиарда рублей, по страхованию от несчастных случаев - 13,71 миллиарда, по имущественному страхованию - 137,69 миллиарда. Менее всего компании заработали на страховании жизни - 7,1 миллиарда рублей.

Между тем, в условиях финансового кризиса страхование жизни, особенно накопительное, является самой надежной долгосрочной инвестицией. Такие инвестиции менее всего подвержены рискам. У страховых компаний, занимающихся страхованием жизни, другое финансовое регулирование. Им просто запрещено иметь в своем портфеле много таких активов, которые могли бы повлечь резкий удар по их устойчивости. Инвестиционные инструменты, которыми пользуются страховые компании жизни, гораздо менее рискованны, чем, в среднем, присутствующие на рынке.

Однако россияне не любят страховать свою жизнь. Многие просто не видят причин для страхования собственной жизни, действуя по принципу "после нас хоть потоп". По мнению экспертов, такая позиция указывает не только на менталитет россиян, но и на недостаточно хорошую работу самих страховщиков в этом направлении.

Стимулировать спрос на страхование жизни сейчас помогает, во-первых, грамотная работа финансового консультанта. Его роль - помочь потенциальному клиенту определить финансовые потребности и возможности семьи, понять, как они изменились в связи с кризисом и какие преимущества даст клиенту та или иная программа по страхованию жизни. Во-вторых, в свете тенденции ухудшения материального положения клиентов большую роль играет оперативная реакция страховщиков и адаптация предложения под меняющиеся требования рынка.

По словам начальника Управления обучения СК "Ингосстрах-Жизнь" Юлии Алехиной, сегодня наблюдается сдвиг клиентских предпочтений в сторону рискового страхования. Приоритеты людей в нынешней ситуации меняются, но необходимость в страховой защите остается неизменной. В долгосрочном страховании жизни придумать что-то новое затруднительно. В отличие от Европы и Америки, где страхование жизни стало неотъемлемой частью финансового плана каждой семьи, в России менее 2 процентов граждан имеют программы страхования жизни. Рынок далек от насыщения и развивается благодаря усилиям самих страховщиков, как говорится, есть место для подвига.

Руководитель департамента страхования СК "Росгосстрах-Жизнь" Светлана Агафонова считает, что оживить рынок страхования жизни может специальная правительственная программа, наподобие той, что была принята правительством Южной Кореи в 1977 году. Среди целого комплекса мер были следующие: страхование было названо приоритетной областью в пятилетнем плане экономического развития страны; страховой регулятор был перестроен; введены налоговые льготы как для физических лиц, так и для работодателей. Эти меры дали отличный результат - следующие одиннадцать лет рынок страхования жизни рос в среднем на 51 процент ежегодно. Объем премий по отношению к ВВП вырос от 1 до 7 процентов. Выиграли все. Ничего подобного в России сегодня, к сожалению, не происходит.

Страхование