Игорь Валентинович Ткаченко был летчиком, как говорится, от Бога. А ведь детство его прошло вдали от авиационных центров и больших аэродромов.
Родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. Родители уехали на БАМ, и школу N 7 в 1981 году он оканчивал уже в Тынде. Многие его сверстники тогда выбирали профессии геолога, строителя или железнодорожника. Но сердце Игоря тянуло в небо.
Он без проблем поступил в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова, которое окончил в 1985 году. В 2000 году, уже будучи в составе группы "Русские витязи", окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
В Кубинке он служил с 1987 года, и становление пилотажных групп там шло буквально на его глазах. Для выполнения фигур высшего пилотажа в составе группы тяжелых истребителей отбирались только самые лучшие. От летчиков требовалось не только совершенное владение своим мастерством, но и чувство локтя. Группа составляла единое целое, и от слаженных действий одного зависела жизнь летевших рядом товарищей. Один за всех, и все за одного - этот мушкетерский девиз у "Стрижей" и "Русских витязей" основной.
В состав "Русских витязей" Игоря Ткаченко зачислили в 1993 году. Он был соло-пилотом, то есть в одиночку выполнял самые сложные пилотажные трюки. Летал левым и хвостовым ведомым, летчиком встречного пилотажа, стал командиром звена. С 2003 года - командир и ведущий "Русских витязей". С 2006 года - начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники им. Ивана Кожедуба.
Игорь Ткаченко - заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер, гвардии полковник, кавалер орденов "Мужества" и "За военные заслуги". Говорить в прошедшем времени о нем - язык не поворачивается.
Летать он не просто любил, он жил небом. В совершенстве освоил истребители МиГ-21, МиГ-29, Су-27, даже новейший Су-35. Прекрасно летал на французском "Мираже-2000" и американском F-16. Общий его налет составил 2300 часов.
Именно под руководством Игоря Ткаченко "Русские витязи" и "Стрижи" освоили новейшие пилотажные приемы, которые никому в мире повторить до сих пор не удалось. Очень эффектно смотрелся совместный пилотаж "Витязей" и "Стрижей", когда солидные Су-27 и верткие МиГ-27 показывали такую слаженность виртуозного пилотирования, что и у бывалых летчиков дух захватывало.
И когда было принято решение возобновить практику проведения воздушных парадов над Красной площадью, гвардии полковнику Ткаченко поручили провести свои группы над Москвой 9 Мая 2008 года. Парад прошел блестяще. Но сколько это потребовало сил - знал только командир.
В интервью "Российской газете" сразу после парада на вопрос: "Волновались?" Игорь Ткаченко честно сказал: "Врать не буду - очень, - и добавил: во время выполнения задания чувства и эмоции уходят на задний план, нужно выдерживать режим и темп полета, который настолько скоротечен, что я успел лишь посмотреть вправо, на трибуну высокопоставленных лиц".
Телевизионные кадры, снятые в кабине самолета Ткаченко во время того пролета, обошли весь мир.
Ведущий эксперт в области пилотажных групп мира, автор альбома "Автографы в небе" и составитель "Атласа пилотажных групп мира" Николай Валуев так вспоминает погибшего командира "Витязей":
- Игорь Ткаченко был настоящим командиром, жестким и требовательным. Дисциплина у него была железной. Это полностью оправданно, так как пилотажные группы были составной частью ВВС, и никакие вольности не допускались. От четкого выполнения поставленных задач зависела не только красота показа, но и жизнь летчиков. Мало кто знает, но именно командирская твердость Ткаченко и его бесстрашие входить в самые высокие кабинеты позволили начать обновление парка "Русских витязей", летавших до этого на стремительно старевших Су-27 самых первых выпусков. При нем самолеты получили новую и очень эффектную раскраску. Потеря такого командира не только для одной группы, но и для всего Центра показа в Кубинке может стать невосполнимой утратой.
Почетный президент авиасалона "МАКС" заслуженный летчик- испытатель, Герой России Магомед Толбоев:
- Игорь Ткаченко был очень сильным человеком, настоящим русским мужиком, на которых, как говорится, земля держится. Он был опытнейшим из опытнейших. И в трагическом столкновении его ошибки нет. Гибель такого пилота - тяжелейшая потеря для всей нашей авиации.
Те, кто видел падение спарки Ткаченко, допускают, что он пытался отвернуть уже неуправляемую машину от жилого поселка и поэтому с катапультированием затянул.