Профессиональное соперничество среди летчиков - вещь обычная. Но лучшие асы мира давно и безоговорочно признали первенство "Русских витязей".
Пилотажные группы есть более чем в трех десятках стран. Некоторые хорошо известны любителям воздушных шоу. К примеру, американские "Блю Энджелс" на F/A-18 и "Тандербердз" на F-16А, французские "Патруль Де Франс" на Alpha Jet, итальянские "Фречче Триколори" на МВ -339, британские "Рэд Эрроуз" на "Хоках" можно увидеть на всех главных авиавыставках и салонах планеты. Летают эти пилоты действительно классно. Но пилотируют они либо учебно-тренировочные самолеты, либо специально изготовленную для воздушных показов технику.
Единственным исключением были и остаются российские летчики из Кубинки - "Русские витязи" на тяжелых истребителях Су-27 и "Стрижи" на боевых МиГ-29. Их самолеты отличаются от собратьев в авиационных частях ВВС разве что яркой расцветкой да соответствующими надписями на фюзеляжах. Случись что, эту технику и летчиков Центра имени И.Н. Кожедуба можно смело посылать в бой. Причем на самые ответственные участки фронта. В этом тоже особенность "кубинцев": помимо изучения фигур высшего пилотажа они постоянно занимаются плановой учебой. Как и их коллеги в строевых полках, сдают зачеты на боевое применение и знание техники, подтверждают классную квалификацию, проводят учения.
Никто кроме "Русских витязей" не выполняет групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях. Суммарный вес группы из шести самолетов достигает почти 150 тонн, а если сложить вместе их крылья, то общий размах потянет на 75 метров - считай, целое футбольное поле. А теперь представьте, какое надо иметь мастерство, чтобы из этих "тяжеловесов" выстраивать в небе фигуры из двух, четырех, пяти и шести Су-27. Не просто выстраивать, а крутить петли Нестерова, "бочки", выполнять виражи на форсаже, то есть предельной скорости. Один "колокол" на встречных курсах чего стоит. Выглядит этот маневр так. Два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке. Завершают свое выступление "Витязи", как правило, роспуском "тюльпана". Группа самолетов в сомкнутом строю одновременно разлетается в разные стороны. Все эти фигуры заведомо смертельно опасны. Но этот риск служит не только показателем мастерства пилотов. Многие фигуры высшего пилотажа рождают новую тактику воздушного боя.
Летчики из Кубинки сумели "впрячь" в одну воздушную упряжку тяжелые Су-27 и относительно легкие фронтовые истребители МиГ-29. На Параде Победы в прошлом и нынешнем году москвичи и гости столицы любовались пролетом "большой девятки" - над Красной площадью пронесся небесный ромб из четырех МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" и пятерки Су-27. "Сухими" командовал Игорь Ткаченко. Он же преподнес ветеранам сюрприз - поздравил их с праздником прямо из кабины своего истребителя. Свои пилотажные фигуры "Витязи" выполняют на скоростях 800-900 километров в час, на высотах от 60-70 метров до полутора километров. При этом расстояние между самолетами исчисляется метрами. Именно в таком опасном сближении и случилась трагедия, причина которой пока еще точно не установлена.