19.08.2009 00:00
Власть

Фарит Мухаметшин: Отличительная черта российской внешней политики - ее предсказуемость

Россия определила свои конкурентные преимущества
Текст:  Фарит Мухаметшин (руководитель Россотрудничества, доктор политических наук)
Российская газета - Федеральный выпуск: №153 (4977)
Читать на сайте RG.RU

Уже первое десятилетие нового века принесло немало тревог. Прежде всего это связано с глобализацией экстремистско-террористических угроз, ростом разрыва между богатством одних стран и бедностью других.

Весомую долю пессимизма и озабоченности принес глобальный финансово-экономический кризис, оцениваемый экспертным сообществом как системный и цивилизационный.

В сложившейся ситуации так и напрашивается традиционный российский вопрос: "Что делать?". Конечно же, однозначного ответа на него быть не может, тем более когда речь идет о первом системном кризисе эпохи глобализации.

В то же время в основу того комплексного ответа, которого ждет сегодня мировое сообщество, могли бы лечь основные положения утвержденной президентом Дмитрием Медведевым в июле прошлого года Концепции внешней политики Российской Федерации.

Отличительная черта современной российской внешней политики - ее открытость, предсказуемость и прагматичность. При этом в основе наших подходов к отстаиванию национальных интересов находятся приверженность соблюдению международного права, этические нормы с опорой на универсальные ценности справедливости, свободы и человеческого достоинства.

6 сентября 2008 года был подписан Указ президента Российской Федерации N 1315 о создании Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Таким образом, выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество и придание ему институционального формата, стало частью ответа на вопрос "Что делать?". Гуманитарное сотрудничество является одним из наиболее эффективных средств налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, преодоления конфронтации в мире. В конечном счете это в возрастающей степени оказывает воздействие на процессы формирования современной полицентричной системы глобального управления, задает вектор ее развития.

Углубление межкультурного и межрелигиозного диалога сравнимо с целительным средством, укрепляющим весь цивилизационный организм, что дает ему силы выйти из ситуации глобальной нестабильности и уязвимости.

Развитие взаимодействия в этих областях будет способствовать достижению приоритетных целей, как то: поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами, формирование отношений добрососедства, создание такой системы многосторонних партнерских отношений, которая бы обеспечивала устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры.

В этой связи особое внимание в вопросах, связанных с образованием, наукой и знаниями, культурным и религиозным разнообразием традиционно уделяется пространству Содружества Независимых Государств. Ибо развитие гуманитарного сотрудничества имеет ключевое значение для решения наших важнейших внешнеполитических задач. Таких как сохранение геополитической целостности Содружества, придание дополнительной динамики нашим отношениям со странами СНГ.

Гуманитарное сотрудничество имеет свою историю, накопленный опыт, традиции, широкий арсенал форм и методов. Но время стремительно движется вперед. И то, что еще вчера казалось незыблемым, сегодня требует новых подходов, иного осмысления, выработки адекватных ситуаций стратегии и тактики.

Таким образом, на повестке дня стоит необходимость создания в рамках существующих многосторонних форматов новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества, отвечающей потребностям современной эпохи. Концептуальные подходы к ее формированию планируется обсудить на совместной с мировым общественным фондом "Диалог цивилизаций" международной научно-практической конференции в 2010 году в России. Однако на начальном этапе важно сформулировать видение той роли, которую Россия готова играть в этой области, учитывая все стороны углубляющихся процессов глобализации. Сейчас Россотрудничество активно работает в этом направлении.

Данная инициатива объясняется потребностью мирового сообщества в качественном обновлении принципов международного гуманитарного сотрудничества, исходя из следующих факторов.

Во-первых, мир вступает в новый этап развития - эпоху утверждения культурно-цивилизационного многообразия, развития открытых, информационных и инновационных обществ, становления цивилизации знаний.

Во-вторых, усиливается мировоззренческая неустойчивость современной цивилизации, провоцирующая лавинообразное распространение социальных пороков, глобализацию экстремизма, крайним проявлением которого является терроризм.

В-третьих, большинство стран сегодня сталкивается со схожими вызовами и угрозами, которые невозможно преодолеть в одиночку.

В этих условиях особую важность приобретают гуманитарные аспекты преломления и взаимопроникновения культурных и цивилизационных особенностей народов на уровне компактного совместного проживания. Если на микроуровне эти процессы оказывают влияние на устойчивость личности, семьи, общества и, в конечном счете, национального государства, то на макроуровне эти процессы во многом определяют безопасность развития, степень стабильности и целостности всей цивилизации.

Это особенно актуально в условиях глобального кризиса. В противном случае мы столкнемся с еще большей радикализацией массовых настроений, что создаст благоприятную почву для роста экстремизма.

Ключевым направлением развития гуманитарной сферы является активное участие России в развитии научно-технического прогресса, результатом которого становится трансформация индустриального общества в общество постиндустриальное. В этом плане программные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Концепции-2020) становятся краеугольным камнем в фундаменте формирования российской стратегии международного гуманитарного сотрудничества.

Речь идет в первую очередь об укреплении позиций Российской Федерации в мировом сообществе, об усилении ее роли в решении глобальных проблем, об инновационном лидерстве на основе высоких образовательных и интеллектуальных услуг, о специализации в мировом разделении труда на высокотехнологичных интеллектуальных услугах, об интеграции страны в мировой культурный процесс при сохранении общего культурно-образовательного пространства с государствами - участниками СНГ и странами-соседями на европейском и евразийском пространстве. Осуществление Концепции-2020 предопределяет прорыв в социально-гуманитарном измерении.

Отрадно, что мы обладаем значительными конкурентными преимуществами по ряду самых востребованных направлений в сфере био-, нано- и информационных технологий.

И, наконец, до сих пор русский язык остается окном в мир общечеловеческой культуры и науки для миллионов жителей планеты, оставаясь для многих из них инструментом межнационального общения.

В этой связи интересно мнение экспертов российского общественного комитета "За новую стратегию международного гуманитарного сотрудничества", которые подтверждают тот факт, что в сложившейся мировой ситуации наибольшими предпосылками и возможностями для ведения эффективной политики в области международного гуманитарного сотрудничества обладает именно Российская Федерация.

Прежде всего речь идет о том, что богатый отечественный интеллектуально-гуманитарный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и целый ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к созданию справедливого цивилизационного устройства.

Еще в конце XIX века Достоевский выдвинул тезис о бескорыстном служении России всему миру во имя "всеобщего примирения", "окончательного единения человечества". В своем дневнике он отмечал уникальную способность россиян к восприятию других культур, толерантность к иным точкам зрения. В то же время мыслитель подчеркивал, что наша открытость не является изменой национальным "нравственным началам, во имя европейской цивилизации; нет, это примирение наше с их цивилизациями, познание их идеалов, хотя бы они и не ладили с нашими; это нажитая нами способность в каждой из европейских цивилизаций или, вернее, в каждой из европейских личностей открывать и находить заключающуюся в ней истину, несмотря даже на многое, с чем нельзя согласиться. Это, наконец, потребность быть прежде всего справедливыми и искать лишь истины".

Высокая степень открытости миру, "диалогичность" российской цивилизации особенно притягательны сегодня. Для всех свежи в памяти недавние попытки навязать, даже при помощи военной силы, свою модель развития, свои представления о том, как и по какому сценарию должны развиваться страны в разных регионах мира. Многовекторность внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное отношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, к праву нации на выбор своего пути, к международному праву в целом, без которых немыслимо и развитие международного гуманитарного сотрудничества.

Как видим, сегодня Россия располагает необходимыми концептуальными и интеллектуальными ресурсами для активной, я бы сказал, лидирующей роли в международной гуманитарной деятельности. И здесь многое зависит от скоординированности усилий участников этого процесса на всех уровнях: государственном, межведомственном, общественном.

Справка "РГ"

Основная задача Россотрудничества - придать новые качества и институциональный формат всему комплексу взаимоотношений России с миром в культурно-гуманитарной сфере на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье. В связи с этим ведомство наделено дополнительными полномочиями, а его руководитель является специальным представителем президента Российской Федерации по делам СНГ. Россотрудничество наделено функциями государственного заказчика соответствующих федеральных, ведомственных и межгосударственных целевых программ. Агентство призвано проводить под руководством МИД России единую внешнеполитическую линию в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, разрабатывать и реализовывать во взаимодействии с министерством и другими федеральными органами исполнительной власти программы помощи государствам - участникам СНГ.

Особое значение уделяется проектам, нацеленным на укрепление и продвижение позиций русского языка за рубежом, оказание поддержки соотечественникам в сохранении их этнокультурной идентичности, расширение их доступа к получению образования в Российской Федерации.

Через свои представительства и российские центры науки и культуры (РЦНК) Россотрудничество доводит до мировой общественности информацию о России, о ее позиции по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях правительства.

Внешняя политика