19.08.2009 06:00
Происшествия

Сухогруз Arctic Sea был захвачен интернациональной бандгруппой

Сухогруз Arctic Sea был в руках интернациональной бандгруппы
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №153 (4977)
Читать на сайте RG.RU

Вчера министр обороны Анатолий Сердюков рассказал президенту Дмитрию Медведеву некоторые детали того, что на самом деле произошло с сухогрузом Arctic Sea.

Оказывается, к таинственному исчезновению судна африканские пираты не имели никакого отношения.

- В результате следственных действий было установлено, что 24 июля в 23.00 московского времени к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России, - доложил министр. - Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт сухогруза и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех своих распоряжений.

Дальше ситуация развивалась по сценарию террористического боевика. Лезть под пули моряки не решились и, подчиняясь приказам захватчиков, отключив навигационное оборудование судна, двинулись по указанному ими маршруту. В конце концов Arctic Sea оказался в 300 милях от островов Зеленого мыса, где его обнаружил сторожевой корабль Черноморского флота России "Ладный".

По словам Сердюкова, четко скоординированная операция ВМФ и ВВС по поиску и освобождению сухогруза прошла без единого выстрела. Силы были слишком неравны, и захватчики предпочли сдаться военным. Сейчас они находятся под стражей. Что же касается 15 членов экипажа судна, то их решили эвакуировать на родину, в Россию.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", вчера с подмосковной авиабазы в Чкаловском к западному побережью Африки вылетел армейский самолет. Его маршрут, скорее всего, лежит к острову Сал, входящему в государство Кабо-Верде. Там есть пригодная для посадки и взлета транспортника полоса.

На острова Зеленого мыса отправилась и группа следователей Главного следственного управления СКП РФ. Им предстоит на месте разобраться в громком происшествии, допросить захватчиков, осмотреть сухогруз. А в Москве создана еще одна группа следователей. Они будут детально заниматься экипажем судна и его захватчиками.

Кстати, именно вчера Главное следственное управление СКП РФ завело уголовное дело по статье 126 УК РФ - похищение человека, совершенное организованной группой. Санкции она предусматривает суровые - до 20 лет лишения свободы. В Следственном комитете дали понять, что если в истории Arctic Sea появятся признаки других преступлений, дело могут переквалифицировать на иную, более тяжкую статью или статьи. Тогда захватчиков ждет наказание еще жестче.

А что будет с Arctic Sea и его грузом после эвакуации российского экипажа? Их судьба от наших военных и следователей в общем-то не зависит. Сухогруз, как известно, принадлежит финской компании Solchart Manadgment. Она только наняла архангельских моряков для выполнения рейса - те должны были доставить пиломатериалы из порта Якобстад (Финляндия) в алжирский Беджайя. Весь поход укладывался в две недели - с 22 июля по 4 августа. Это по планам. А в реальности растянулся почти на месяц, да еще поднял на ноги не только российские власти, но и морское руководство десятков стран. Когда спустя четыре дня после выхода в море с Arctic Sea была потеряна связь, помощь в поисках судна-призрака нам предложило в том числе натовское командование. От информационного взаимодействия с коллегами Россия не отказалась, но направила в район возможного нахождения сухогруза группу кораблей Черноморского флота, в том числе сторожевик "Ладный". Он-то и обнаружил пропавшее судно, а заодно обезвредил его захватчиков.

Как производится дознание в море

В больших походах в состав экипажей, как правило, включают военного следователя, а то и флотского прокурора. Флотские юристы в первую очередь призваны блюсти законность среди людей в погонах. Но при форс-мажорных обстоятельствах, вроде поисков Arctic Sea, военная юрисдикция распространяется и на гражданское судно. Кстати говоря, на "Ладном" профессионального следователя не было, ведь первоначально корабль следовал на учения в Балтийское море. Поэтому функцию дознания имел право взять на себя командир сторожевика. При необходимости он мог завести уголовное дело и выполнить первичные следственные мероприятия. А в ближайшем по пути следования российском порту передать их и материалы дела в территориальную транспортную прокуратуру.

Следствие Минобороны