19.08.2009 09:00
Экономика

МАКС-2009 открылся минутой молчания в память о погибшем командире "Русских витязей"

Вчера в Жуковском открылся Международный авиакосмический салон
Текст:  Виктор Васенин Пьер Сидибе
Российская газета - Столичный выпуск: №153 (4977)
Читать на сайте RG.RU

"Сегодня праздник для тех, кто любит авиацию, для тех, кто любит небо", - заметил Владимир Путин, покинув борт вертолета.

Впрочем, начал российский премьер с минуты молчания в память о трагически погибшем командире "Русских витязей" полковнике Игоре Ткаченко. По словам Путина, Ткаченко считался одним из лучших летчиков России. "Трагедия еще раз напоминает о том, что даже сегодня, когда, казалось бы, человек может всё, небо остается уделом людей мужественных, смелых... дерзких", - добавил премьер. Путин пообещал рассмотреть предложение министра обороны о представлении к госнаграде погибшего командира "Русских витязей".

Однако жизнь продолжается. А на МАКСе она только начинается. В этом году авиасалон посетили представители 34 стран и 700 компаний. Организаторы подчеркивают особенную развитость технологий на всем пространстве мероприятий. Так, в пресс-релизе сказано, что на предыдущем МАКСе в 2007 году "разрозненность зон питания приводила к неопрятному облику". Теперь авиасалон насыщен множеством магазинчиков под названием MAKS-food.

Впрочем, такие мелочи обывательской жизни ни в коей мере не коснулись премьера. Владимир Путин наблюдал за полетами российской военной и гражданской авиации. На МАКСе впервые взлетел долгожданный отечественный авиалайнер, самолет Sukhoi Super Jet 100. Вчера же компания "Сухой" получила контракт на поставку государству 64 истребителей. Расположившись поудобнее на трибуне, глава правительства принялся за разбор полетов. Пояснения давал главком ВВС Александр Зелин. Путин сидел в темных очках и молча слушал, изредка прикрываясь рукой от палящего солнца. В небе происходили чудеса. В авиафоруме поучаствовали около 80 воздушных судов, среди которых Як-130, МиГ-35Д, МиГ-29М, ОВТ, МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МКИ, Су-35, Су-29КС, а также самолеты Туполева различной модификации, Ил, Ан и вертолеты Ми-28Н, Ми-34С. Свой класс показали итальянская и французская пилотажные группы Italian air force и French air force.

Россию представляли пилотажные группы ВВС РФ "Стрижи" и "Соколы России".

Но самое непредсказуемое, как и полагается, подготовили дети. В одном из павильонов разместилась экспозиция, посвященная детскому творчеству. За милым названием крылись гигантские амбиции. Космического масштаба. Не было практически ни одного ребенка в возрасте от 6 до 16, кто бы не нарисовал или не сконстрируировал межпланетные корабли. Ребята предложили Владимиру Путину уничтожать астероиды и прочие опасные для Земли тела из космоса. Среди всех выделялся космический комплекс "Сторожевая башня", рядом с которым скромно стоял шестилетний мальчик Егор Осипов. Он не по своей воле был вовлечен в межпланетарные замыслы детей сверхдержавы. Просто по дороге на авиасалон случилось непредвиденное. "Должны были прислать мою картину, но не прислали, она потерялась", - сказал расстроенный мальчик, держа в руках пульт управления космическим комплексом.

- Какое твое самое большое желание? - спросила при главе правительства воспитательница.

- Прокатиться на вертолете, - проговорил мальчик. Но Путин никак не отреагировал.

Ребята постарше показали премьеру более реальное, земное оружие - пушку Гаусса. Она работает на обычных батарейках и стреляет на расстояние до 30 метров.

- Но мы сейчас не будем, - уверенно сказал Путин.

- Да, мне не разрешили, - вздохнул юный изобретатель.

Не прошел Владимир Путин мимо и недавно появившегося у него друга Сергея Лушковского. Напомним, что мальчик научился "превращать" DVD-приводы в полупрофессиональные микроскопы и этим открытием поделился с президентом Дмитрием Медведевым во время телемоста "Барвиха-Селигер". Глава государства пообещал найти инвестора под проект. Чуть позже молодежный лагерь посетил Путин, и Лушковский обратился и к нему за поддержкой. Кроме всего прочего, изобретатель попросил у премьера осциллограф. В конце июля новый прибор был торжественно вручен мальчику. На этот раз Лушковский создал систему контроля качества топлива. Путин сразу обратил внимание на жизненно важное изобретение и одобрительно кивнул. Вчера российский премьер выказывал многим знаки внимания.

Так, например, правительство решило докапитализировать "Сухого" на 3,2 млрд рублей. А на вчерашнем совещании по развитию отечественного самолетостроения московские руководители обсудили возможность пополнения в этом году капитала "РСК "МиГ" на 15 млрд рублей. "Начиная с 2004 года объем финансирования авиастроения со стороны государства увеличился более чем в 20 раз. Не на какие-то проценты. Только в текущем году, с учетом антикризисных мер, мы выделили на эти цели 80 млрд рублей", - отметил Владимир Путин.

Правда, госвливания, как выяснилось из слов премьера, не сильно улучшили состояние отрасли. По мнению главы правительства, кризис только усугубил системные проблемы - плохое качество корпоративного управления, высокие издержки, низкую производительность труда. "За примерами далеко ходить не надо", - был резок Владимир Путин, приведя в пример срыв ряда контрактов ОАК на поставку самолетов российским и иностранным заказчикам. Ко всему прочему, объем долговых обязательств корпорации и ее "дочек" достиг 120 млрд рублей. К 1 октября Путин потребовал разработать план финансового оздоровления отрасли.

- Хотел бы предостеречь от иллюзий, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента, - предупредил Путин.

Отрасль должна жить в рыночных условиях, хотя они сейчас и непросты. Ведь иностранные правительства, уверен российский премьер, поддерживают своих производителей. "Но мы не будем повторять чужих дурацких ошибок. Самим нужно работать эффективно", - закончил премьер.

Авиатранспорт Госуправление Председатель Правительства