20.08.2009 04:00
Происшествия

Власти Мальты, Финляндии и Швеции скрывали информацию о передвижениях Arctic Sea

В освобождении российского экипажа "Арктик Си" участвовало более 20 разведывательных служб
Текст:  Олег Кирьянов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №155 (4979)
Читать на сайте RG.RU

Российские военные моряки обнаружили в 300 милях от островов Зеленого Мыса сухогруз "Арктик Си".

Экипаж не пострадал. Арестованы те, кто пытался похитить не только груз, но и российский экипаж сухогруза. Однако до сих пор ничего не известно о планах пиратов Балтийского моря.

Во вторник министр обороны России Анатолий Сердюков доложил новые подробности этой туманной истории президенту страны. Как оказалось, судно было захвачено у берегов Швеции еще 24 июля и с тех пор постоянно находилось под контролем восьми преступников, четверо из которых оказались гражданами Эстонии, двое - Латвии и еще двое - России. Злоумышленники подошли к сухогрузу на скоростной лодке, поднялись на борт, сказав, что у них неисправность, а затем, угрожая оружием, направили "Арктик Си" по другому маршруту, выключив навигационное оборудование.

Эстонская прокуратура уже признала, что шестеро из задержанных связаны с этой прибалтийской республикой. Накануне ведущий прокурор Госпрокуратуры Эстонии Лавли Лепп в вечерней новостной передаче пояснил, что "речь идет о шестерых лицах, среди которых есть проживающие в Эстонии по виду на жительство граждане России, лица без определенного гражданства и граждане Эстонии". В результате эстонская полиция во вторник возбудила уголовное дело по статье "Пиратство" для проверки информации о возможной причастности граждан их страны к нападению на судно "Арктик Си".

После противоречивых сообщений в итоге окончательно подтвердилась версия о том, что похитители все-таки требовали выкуп за судно, а не искали наркотики. По словам вице-президента по безопасности "Группы Ренессанс страхование" Владимира Душина, 3 августа в компанию позвонил неизвестный и на английском языке потребовал выкуп в размере полутора миллионов долларов. В противном случае угрожали расстрелять весь экипаж, а сам сухогруз затопить. Информация об этом была немедленно передана страховой компанией ФСБ России, после чего все переговоры с вымогателями осуществлялись под контролем правоохранительных органов.

Кроме того, становится все более очевидным, что в распутывание клубка, так причудливо завязавшегося вокруг "Арктик Си", было вовлечено большое количество официальных структур разных стран, которые координировали свои усилия. Так, представители властей Мальты подтвердили слова постпреда России в НАТО Дмитрия Рогозина о том, что в прессу во имя безопасности экипажа и для успешного завершения всей операции намеренно вбрасывалась дезинформация. Согласно заявлению, распространенному в местных СМИ Мальтийской морской администрацией, "о передвижениях сухогруза "Арктик Си" было известно в течение нескольких дней вопреки сообщениям, что судно исчезло". При этом поясняется, что между проводившими расследование властями Мальты, Финляндии и Швеции была достигнута договоренность о неразглашении "чувствительной информации, с тем чтобы не ставить под угрозу безопасность людей и целостность судна".

Схожие слова прозвучали и из Еврокомиссии. Ее официальный представитель Мартин Селмайр выразил удовлетворение международной координацией действий в расследовании инцидента вокруг "Арктик Си", в которой, по его словам, участвовали спецслужбы двадцати государств. "То, что мы ничего не говорили, не значит, что мы ничего не знали", - подчеркнул он, отвечая на упрек журналистов о бездействии. Все эти заявления еще раз демонстрируют, что в деле вокруг "Арктик Си" остается много неясностей и вопросов.

По предварительным данным, возвращение экипажа и задержанных на борту судна людей планируется в течение ближайших двух дней.

Схема движения сухогруза "Арктик Си"

Комментарии

Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России в НАТО:

- В ходе операции по поиску "Арктик Си" в СМИ сознательно вбрасывалась ложная информация о его местоположении, чтобы не раскрывать действий российских военных. НАТО помогла России "перепроверить точную информацию" о местоположении сухогруза "Арктик Си". Операция по освобождению судна была проведена Россией с блеском".

Представитель Минобороны России:

- На данный момент членами экипажа подтверждается, что от захватчиков звучало требование выкупа, что в случае невыполнения их приказов угрожали взорвать судно. Также члены экипажа утверждают, что люди, захватившие "Арктик Си", были вооружены и избавились от оружия, когда с борта корабля "Ладный" на сухогруз поступила команда остановить судно.

Юрий Урличич, генеральный директор - генеральный конструктор Российского НИИ космического приборостроения:

- Любой из членов экипажа судна мог совершенно спокойно включить аварийный буй системы КОСПАС/САРСАТ, и мгновенно информационная система сообщила бы, где судно находится, кому этот буй принадлежит и была бы осуществлена экспедиция по спасанию судна.

Справка "РГ"

Компания Stora Enso - владелец груза судна "Арктик Си".

Основана в 1998 году путем слияния шведской добывающей и лесопромышленной компании Stora и финской лесопромышленной компании Enso Gutzeit Oy. Компания специализируется на производстве различных сортов бумаги, целлюлозы, продуктов деревообработки.

Количество сотрудников превышает 46 тысяч человек. Представительства расположены в 40 странах на 5 континентах. В России концерн имеет шесть лесозаготовительных предприятий. На борту "Арктик Си" находился груз пиломатериалов стоимостью 1,8 миллиона долларов.

Криминал