Депутаты Пермского края предложили увеличить период по уходу за ребенком, входящий в страховой стаж для расчета пенсии, до 4,5 года.
Эта новость вызвала неожиданно громкий резонанс и активно обсуждалась в газетах и на радио - многие решили, что речь идет об увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за маленьким ребенком. Как обстоят дела на самом деле, выясняли корреспонденты "РГ".
Поправки в Закон "О трудовых пенсиях в РФ" пермские парламентарии внесли в Госдуму. По нынешним законам в страховой стаж наравне с трудовыми годами засчитывается период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Но есть ограничение - суммарно в стаж засчитывают не более чем три года. То есть когда мама сидит с первым и вторым малышом - это время будет учтено при расчете ее будущей пенсии. Если в семье рождается третий и последующий малыш, страховой стаж у нее уже не увеличится.
Такая норма, посчитали пермские депутаты, не способствует увеличению рождаемости. Конечно, российское законодательство в последние годы пополнилось целым пакетом мер помощи семьям с детьми. Но тот же материнский капитал, например, стимулирует рождение в семье прежде всего второго ребенка. Чтобы молодожены "замахнулись" на третьего, посчитали пермские законодатели, нужны дополнительные стимулы. И предложили увеличить так называемый "нестраховой" период, засчитываемый в страховой стаж, с трех до четырех с половиной лет - в этом случае время ухода за третьим ребенком до 1,5 года также должно будет учитываться при расчете пенсии.
При этом действующий ныне порядок выплат матерям, ухаживающим за ребенком, законопроект, как оказалось, не затрагивает. То есть по-прежнему, пока малышу не исполнится 1,5 года, мамы получают 40 процентов от среднего заработка, а до 3 лет, при желании, оформляют отпуск без сохранения содержания. При этом, когда тема обсуждалась в газетах и на радио, мнения высказывались полярно противоположные. От "материнство - тяжкий труд, который должен оплачиваться государством" и до "количество детей в семье - личное дело каждого".
В минздравсоцразвития, куда обратилась "Российская газета", комментировать законодательную инициативу пермских депутатов отказались. Правда, известно, что два подобных законопроекта, разработанных некоторое время назад депутатами Государственной Думы и Думы Сахалинской области, министерство не поддержало, и правительство дало по ним отрицательные заключения. Один из этих законопроектов предлагал увеличить засчитываемое в страховой стаж суммарное время по уходу за маленькими детьми до 6, другой - до 5 лет. Главный аргумент возражавших: действовавший на тот момент формат пенсионного законодательства не увязывал размер назначаемой пенсии с величиной страхового стажа (чтобы получить право на пенсию, достаточно было отработать не менее пяти лет). Правда, сейчас пенсионный закон поменяли, и с 2015 года трудовой стаж (точнее, время, когда с зарплаты работника перечислялись страховые взносы в пенсионную систему) вновь будет реально влиять на размер пенсии.
"Вряд ли можно назвать предлагаемую меру действенной, - сообщил "РГ" один из специалистов по пенсионному законодательству. - Ведь когда человек не работает, но этот период засчитывается ему в страховой стаж, расчет пенсионного капитала за это время исходит из так называемой средней стоимости страхового года, а она невелика. Поэтому заметной прибавки к пенсии, если даже увеличить для матерей "нестраховой период" до 4,5 года, все равно не будет - максимум рублей 30".
Справка "РГ"
С прошлого года детские пособия стали индексироваться. С 1 января 2009 года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 проц. от среднего заработка мамы, но не менее 1843,10 руб. - на первого ребенка и 3746,20 руб. - на второго и последующих. При этом максимальная величина пособия - 7492,40 руб. в месяц.
Женщины, ушедшие в декретный отпуск с институтской скамьи или ранее не работавшие получают пособие в минимальном размере: 1843,10 руб. на первого, 3746,20 руб. Если в семье двое детей до полутора лет - размер государственных выплат суммируется.
Анатолий Вишневский, директор Института демографии Высшей школы экономики:
- Мы, демографы, всегда выступаем за то, чтобы государство поддерживало стремление семей иметь больше детей. В последние годы в нашей стране, действительно, был предпринят ряд шагов - увеличились детские пособия по уходу за детьми до 1,5 года, их стали получать студентки и не работавшие до рождения ребенка женщины, а для работавших выплаты привязали к их средней зарплате. Безусловно, толчком для многих семей к рождению второго ребенка стал и материнский капитал.
При этом хочу подчеркнуть: введение любой меры стоит государству определенных и, как правило, немалых денег. Поэтому нужно просчитывать, чтобы эти траты давали реальный эффект. Можно, конечно, думать и об увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком - ничего в этом плохого нет, если есть на то достаточные ресурсы. Но мировой опыт показывает: рассчитывать при этом на большой рост рождаемости не приходится. И ничего в этом странного или противоречивого нет. Женщины сегодня активны, они хотят реализовать себя не только в семье, но и сделать карьеру. Увеличение же отпуска по уходу за ребенком, по сути, до некоторой степени препятствует присутствию женщин на рынке труда. Поэтому, например, политика европейских стран такова: наиболее эффективны меры, которые позволили бы женщине сочетать профессиональную деятельность и материнство.
Это актуально и для нас: у нас же дефицит рабочей силы. Кризис закончится, спрос на кадры повысится, и, уверяю вас, женщины не станут сидеть дома.
Тем более что вряд ли государство сможет им предложить такой размер пособий, который бы заместил заработок.
Что касается предложения об увеличении срока, засчитываемого в страховой стаж при назначении пенсии, оно, на мой взгляд, имеет сильный популистский контекст. Подобные предложения нуждаются в тщательных предварительных оценках и расчетах. Их нужно увязывать с перспективами развития пенсионной системы в целом, с ее финансовыми возможностями. Чтобы не получилось так, что сегодня мы принимаем решение, поддерживающее определенную группу населения, но завтра увеличение нагрузки на пенсионную систему приведет к необходимости "затягивать пояс" и экономить.
Вообще же хотел бы сказать: даже несмотря на положительные изменения в системе поддержки семей с детьми, государственные пособия, выплачиваемые при рождении и первого, и второго ребенка, все равно остаются весьма скромными. Нужно сначала добиться существенного улучшения здесь, причем не только с точки зрения финансовых выплат, но и обеспечения доступными детскими учреждениями, качественной медицинской помощью. А уже потом заниматься "стимулированием" многодетности.