20.08.2009 04:35
Экономика

Когалымскому предпринимателю не дают построить в городе новые остановочные комплексы

Порой непросто отличить административные барьеры от обоснованных претензий власти к бизнесу
Текст:  Людмила Мальцева (Югра)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4978)
Читать на сайте RG.RU

В окружную комиссию по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательства в Югре поступило заявление когалымского бизнесмена, который считает, что местные власти необоснованно препятствуют его деятельности по оснащению города новыми остановочными комплексами.

Как сообщил бизнесмен, решение этого вопроса было передано депутатам городской Думы, которые более полугода под разными предлогами его откладывают. В результате, по мнению предпринимателя, страдает не только его бизнес, но и горожане. Когалым находится на границе района Крайнего Севера, жгучие ветра и морозы здесь - обычное явление в течение многих месяцев, и жители остро нуждаются в обустройстве площадок для ожидания общественного транспорта.

Александр Рыженков, руководитель рабочей группы, разбиравшейся в проблеме, сообщил, что это лишь одно из десяти поступивших заявлений, по которому члены комиссии не смогли прийти к однозначному мнению: имеют ли место административные барьеры или претензии депутатов к предпринимателю обоснованны. Поэтому обсуждение вынесли на заседание комиссии при окружном экспертно-консультативном совете по вопросам малого и среднего бизнеса.

По словам главы Когалыма Сергея Какоткина, инициатива предпринимателя по реконструкции действующих остановочных комплексов действительно заслуживает внимания. Он еще в ноябре 2008 года обратился с предложением установить три таких пробных объекта. Однако проблема в том, что в комплексах будут расположены торговые точки, а местная Дума в свое время запретила использование в таком качестве легковозводимых конструкций на территории города.

В феврале 2009 года предприниматель вынес на обсуждение депутатов четыре варианта оформления остановочного комплекса, но те рассмотрение вопроса в марте отложили из-за отсутствия заявителя. В апреле вынесли замечания и отложили решение до их устранения. В мае, еще раз обсудив, отправили проект на доработку. В июне по этому поводу сделал запрос прокурор, к которому бизнесмен обратился за помощью. В июле заявление рассматривала рабочая группа комиссии по ликвидации административных ограничений. А в августе - окружной экспертно-консультативный совет по вопросам малого и среднего бизнеса в Югре.

- Депутаты очень большое внимание уделяют благоустройству города. Этим объясняется их повышенное внимание к этому вопросу, - поясняет Сергей Какоткин. - Принципиальных разногласий с предпринимателем у них нет: ему стоит лишь устранить замечания. Я же соглашусь с решением Думы.

По мнению предпринимателя, претензии депутатов свидетельствуют об их некомпетентности. В частности, они предлагают представить бизнес-план, но ведь бизнесмен не просит денег у города, а наоборот, предлагает ему свои. Далее, депутаты требуют представить согласие Роспотребнадзора на подключение к инженерным сетям (в этом ведомстве такое требование вызвало недоумение), согласие ГИБДД на парковку транспорта возле остановок (тогда как объект предназначен для пешеходов, а не для машин), спланировать установку и организацию вывоза контейнеров с мусором (на остановках, по мнению предпринимателя, вполне достаточно урн, освобождение которых возьмут на себя арендаторы) и даже ассортиментный перечень будущих торговых комплексов (а его можно потребовать только у будущих арендаторов, которые пока не определены).

По словам Кирилла Морозова, председательствовавшего на окружном экспертном совете, точка зрения депутатов не ясна: они вроде и не против, но и "добро" не дают. "По-моему, это не компетенция Думы. Решение должно быть за главой города", - считает Морозов.

А Иван Гульянц, заместитель главы администрации Нижневартовска, позицию когалымских депутатов поддерживает:

- Наш город имеет печальный опыт установки таких комплексов. Они стали пристанищем таксистов, которые устраивают перекусы, пьют пиво, мусорят... Не говоря уже о том, что их машины мешают остановиться автобусам, для которых комплексы предназначены. Мы решили приостановить выдачу разрешений на возведение подобных объектов.

По мнению предпринимателя, хорошее освещение внутри и снаружи, оснащение кнопками экстренного вызова милиции и камерами наблюдения сделают комплексы весьма комфортными для жителей даже на самых удаленных от центра остановках. По его словам, представители УВД двумя руками за такое нововведение, считая, что это повлечет значительное снижение количества правонарушений. К тому же непременным условием аренды можно сделать поддержание порядка и чистоты. В случае невыполнения этих пунктов договор можно будет расторгнуть.

У представителя департамента экономической политики Югры Павла Сидорова свой взгляд на проблему.

- Нужно уходить от оснащения остановок торговыми точками. При правильной организации работы городского транспорта его ожидание не должно длиться более 10 - 15 минут. Торговля же должна приобретать цивилизованный вид. В Ханты-Мансийске, например, строят простые стеклянные навесы, укрывающие пассажиров от дождя и ветра и позволяющие видеть приближающийся автобус.

Но в таком варианте остановочные комплексы могут строиться только на бюджетные средства. У Когалыма денег на замену старых обветшавших остановок нет. А предпринимателю, и это вполне естественно, необходимо окупить вложения в приобретение и установку новых комплексов.

В итоге экспертный совет пришел к выводу, что принять окончательное решение, с учетом всех местных особенностей, должен глава города.

- Вопрос этот совсем не такой простой, как кажется на первый взгляд, - говорит глава Когалыма Сергей Какоткин. - Дума приняла концепцию развития малого бизнеса в части торговли. И мы выделяем землю в основном под крупные магазины. Но при этом отмечаем, что в условиях кризиса от малых площадей отдача приходит быстрее.

Между тем

В комиссию по ликвидации ограничений в работе малого бизнеса Югры за год ее работы поступило 69 обращений. Решения, снявшие проблемы и удовлетворившие все стороны, приняты по 57. Еще 12 обращений находятся в работе.

Малый бизнес ХМАО Урал и Западная Сибирь