С начала года стоимость среднего чека в крупных продуктовых магазинах Екатеринбурга снизилась на десять процентов. Таковы данные ученых Института экономики УрО РАН, исследовавших бюджет домашних хозяйств и состояние потребительского рынка региона.
Как отмечает заведующая сектором агропродовольственной политики института доктор экономических наук Валентина Неганова, потребитель серьезно изменился за время экономической нестабильности. В условиях растущих цен на продовольствие (на 6,3 процента только с начала текущего года) и падающих доходов произошла своего рода ломка его сознания. Так, если раньше свердловчане могли делать спонтанные покупки, порой с легкостью покупать лишнее, то сейчас люди в основном приходят в магазин за совершенно конкретным ассортиментом продуктов, исходя из строго рассчитанной суммы.
В рационе уральцев снижается потребление основных продуктов питания: мяса, молока. Наряду с этим растет доля недорогих и не всегда качественных продуктов. Эту тенденцию подтверждают руководители предприятий торговли. Они отмечают, что потребители дорогого ценового сегмента переходят в средний, а отдельные даже в низший. При этом интересно, что кризис все-таки не заставил жителей региона массово перейти в низший ценовой сектор: так, объемы продаж ливерной колбасы и низкопробных полуфабрикатов не выросли, дешевый сегмент остался практически на прежнем уровне. Но, чтобы удержаться в среднем, потребители проявляют изобретательность. Они не только четко планируют свой бюджет - подавляющее большинство из них теперь четко знает, где купить те или иные продукты, исходя из оптимального соотношения цена - качество.
- Люди стали покупать примерно один и тот же набор продуктов, в одно и то же время, в одних и тех же магазинах, - отмечает Валентина Неганова, - эта привязанность объясняется тем, что покупатель нашел для себя наиболее выгодное, с его точки зрения, место для приобретения продуктов. "Здесь недорогая и хорошая рыба, а здесь я куплю неплохое мясо". Не случайно большей популярностью стали пользоваться ярмарки выходного дня. Там можно купить качественные продукты по ценам производителя или хотя бы близким к этому уровню.
Исследования ученых показали, что если еще год назад половина свердловчан толком не знала, сколько стоят продукты в магазине - к примеру, пакет молока или килограмм сахара, то теперь 80 - 90 процентов совершенно четко называют цену основного продуктового набора, который входит в рацион их семьи.
Ко всему, большинство уральцев теперь хорошо разбираются не только в брендах товаров, представленных на полках, - они вникли и в тонкости организации торгового пространства магазина. Так, к примеру, известно, что недорогие продукты, как правило, находятся в начале зала, и многие люди эту зону раньше часто проходили. Товары с истекающим сроком годности выкладывают в зону первичной видимости, а свежие, наоборот, подальше и т. д. Жизнь заставила потребителя стать куда более грамотным, чем в докризисное время.
При этом любопытно, что отказаться от дорогих продуктов совсем, скажем, от сыров элитных сотов, икры или мясных деликатесов, покупатели пока не готовы. Как показало исследование, просто теперь дорогие продукты люди, которые привыкли к ним раньше, покупают в три-четыре раза реже. Так, продажи элитных сыров снизились с начала года примерно наполовину. Но спрос не исчез. Не случайно владельцы магазинов поддерживают и дорогой ассортимент. К слову, как следует из результатов опросов, изредка позволяют себе покупать дорогие продукты и люди с достатком ниже среднего. Причем, как отмечают ученые, разовые траты они допускают не только на праздники или дни рождения.
Изменившиеся тактика и стратегия потребителей повлияли и на состояние предприятий торговли. Так, магазинам шаговой доступности, находящимся в непосредственной близости от домов, все сложнее выдерживать конкуренцию с крупными торговыми центрами, где покупатели делают закупки на неделю (в среднем на 15 - 20 процентов дешевле). В результате многие небольшие магазины оказались на грани банкротства, чему в немалой степени поспособствовала высокая арендная плата.
Как это ни странно, но далеко не все владельцы магазинов отреагировали на изменение состояния рынка и резко снизившиеся возможности потребителей.
- На одном из последних совещаний владельцев торговых предприятий Екатеринбурга мы провели опрос, как руководители ритейла действуют в условиях экономической нестабильности, - рассказывает Валентина Неганова. - Только треть присутствовавших отметили, что применяют в работе новые методы, чтобы привлечь потребителей. Еще примерно 20 процентов признают, что нужно менять подходы, но пока не знают, как. А половина руководителей считает, что предпринимать ничего не нужно, со временем все стабилизируется.
В итоге в условиях кризиса во многом выигрывает тот, кто не только умело подбирает ассортимент и грамотно работает с поставщиками, но и правильно выстраивает политику в отношении потребителей. Так, известно, что до 30 - 40 процентов потенциальных покупателей магазины теряют из-за невнимательных, грубых продавцов. В условиях кризиса это непозволительная роскошь. Индивидуальный подход, грамотные консультанты, которые помогают покупателям разбираться в продуктовом море, формирование своего рода сообществ постоянных покупателей определенной торговой точки - это то, что, по мнению специалистов, поможет не только не потерять, но и приобрести покупателей даже в кризис, в условиях неуклонного роста цен.
При этом дорожать продукты питания, по мнению ученых, будут и в дальнейшем. Финансовая нестабильность послужила катализатором для развития глобального кризиса продовольствия, первые симптомы которого, как известно, проявились задолго до экономических потрясений. Ко всему, существенный отпечаток накладывает и то, что продовольственная система нашей страны по разным видам товаров от 40 до 100 процентов зависит от импорта. Заполнить эту нишу отечественными продуктами в обозримой перспективе, как отмечают ученые, вряд ли удастся. И хотя нас уже, конечно, не ждет перспектива 1990-х годов, когда люди вставали в любую очередь, не успев узнать, за чем она, и мешками закупали продукты впрок. Однако без обеспечения продовольственной безопасности, без постепенного импортозамещения продуктовый вопрос будет только обостряться.
Между тем
По данным облстата, доля расходов на продукты питания в бюджете домохозяйств Среднего Урала составляет на сегодня 26,7 процента. На одежду и обувь жители региона тратят 9,5 процента совокупных потребительских расходов.
Наибольший рост цен с начала года отмечен на сахар-песок - 27,5 процента; плодоовощную продукцию - 18,6; морепродукты - 18,4; чай, кофе - 15,5. На кондитерские изделия, колбасу и копчености цены повысились на 8,1 - 9,8 процента, на рис - на 11,3. На сливочное масло, мясо - на 3,3 - 6,1 процента. Стоимость минимального набора продуктов питания составляет в среднем по области 2459,7 рубля, при этом повышение с начала года составило 159,8 рубля.