В этом году во время "Славянского базара" руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин передал в дар Витебску 6 копий картин Ильи Репина. Реализовал эту идею Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. К слову, он же выступил организатором школы молодых художников, работавшей в музее-усадьбе Репина "Здравнево" под Витебском, которая открылась 5 августа, в день 165-летия со дня рождения великого русского художника. К этой дате были приурочены еще несколько интересных событий. Например, в Витебск привезли еще три копии репинских работ - картины "Белорус", оригинал которой находится в Русском музее, "Косарь-литвин" (Ярославский художественный музей) и "Лунная ночь" (Национальный художественный музей Беларуси).
- Провести школу юных художников Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ поручил нам, - рассказывает главный эксперт Международного центра фестивалей Ольга Спиридонова. - Сначала предполагалось, что это будет просто мастер-класс. Однако затем участники акции, состоявшейся во время "Славянского базара", вспомнили, как она всех впечатлила, какой огромный имела резонанс, и, когда появилась возможность сделать остальные копии репинских работ, мы с удовольствием завершили этот проект, и привезли копии в то место, с которым у великого русского художника связано очень многое. Приятно, что сделать это удалось к юбилею Репина.
Вместе с двадцатью юными художниками и их преподавателями из стран СНГ на торжественной церемонии присутствовали Владимир Фомин, представитель департамента культурного наследия Министерства культуры России, Василий Нестеренко, действительный член Российской академии художеств, а также педагоги и художники, которые проводят мастер-класс для талантливых 10-16-летних ребят.
- Здесь собрались в основном победители и призеры различных художественных конкурсов, но им еще очень много нужно работать, совершенствовать свое мастерство, - говорит один из педагогов мастер-класса, проректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна. - В "Здравнево" проходит пленэр, во время которого ребята создают живописные работы. Их консультируют профессионалы высочайшего уровня, и практически ежедневно мы наблюдаем за ростом мастерства наших подопечных.
- Мы не только чему-то учим собравшихся здесь ребят, но также стараемся выявить среди них настоящие таланты, чтобы впоследствии помочь устроиться в жизни, найти себя в избранной профессии, - дополняет коллегу ректор Московского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова Александр Стасюк. - Мне, например, очень понравились представители Казахстана, Беларуси. И, наверное, все специалисты обратили внимание на скромную 11-летнюю девчушку из Анапы Настю Соколову. У нее действительно природный талант, большущая одаренность и желание работать. Мы задумываемся над тем, чтобы помочь ей устроиться в лицей при Cуриковском институте.
Специалистам интересно было узнать, как сегодня живут художественные школы, отпочковавшиеся после распада СССР от некогда единого центра, сосредоточенного в Москве и Санкт-Петербурге. В "Здравнево" не только общались, обменивались мнениями. Во время состоявшегося там "круглого стола" принято обращение к правительствам стран - участниц СНГ, в котором говорится о необходимости возобновления и активизации обмена между художественными обществами, представителями академий искусств и ведущих художественных вузов наших стран, о взаимодействии в области академического образования. Это обращение может иметь огромное значение для развития международных культурных связей, поэтому делается все возможное, чтобы с ним ознакомились во властных структурах, заинтересованных министерствах, администрациях президентов и академиях художеств. Также в письме содержится просьба помочь сформировать делегации для участия в IV Форуме творческой и научной интеллигенции СНГ, который пройдет в сентябре в Кишиневе.
По итогам пленэра в "Здравнево" в Витебском областном краеведческом музее состоится выставка, где все желающие смогут увидеть произведения юных художников, оценить их талант.