С 24 АВГУСТА в Южном административном округе Москвы начнет работать очередная выставка-ярмарка белорусской продукции. На протяжении пяти дней на площадке у станции метро "Улица Академика Янгеля" москвичи смогут купить продукты питания, одежду, обувь, трикотаж, белье, ковры, посуду, косметику. Примечательно, что около трети участников выставки - индивидуальные предприниматели, пожелавшие заняться реализацией белорусских товаров за пределами страны. И, похоже, их доля в ближайшие месяцы будет расти. Малый бизнес, ощутивший негативные последствия кризиса - рост налоговой нагрузки и снижение покупательского спроса, - ищет новые способы заработка. С другой стороны, государство, обеспокоенное ростом складских запасов, намерено заинтересовать предпринимателей в работе на экспортном направлении.
Экономический потенциал малого бизнеса Беларуси весьма высок. Только в Минске сегодня работает более 47 тысяч "ипэшников". По мнению начальника управления предпринимательства Минского горисполкома Александра Калиновского, они могут помочь государственным предприятиям в реализации отечественных товаров. Выставки-ярмарки, проходящие в российских регионах, - один из самых эффективных способов для этого.
Столичное предприятие "Минсквнешторгинвест" уже на протяжении четырех лет занимается их организацией в Южном административном округе Москвы. По словам начальника отдела выставок и ярмарок Руслана Мехтиева, спрос у москвичей на белорусскую продукцию постоянный. Только в этом году минские предприниматели и предприятия заработали на выездных ярмарках около 4 миллионов долларов. Несмотря на то что в кризис москвичи тоже стали покупать меньше, заработки участников выставок сильно не упали. После закрытия Черкизовского рынка в Москве у белорусской продукции стало больше покупателей. В среднем за 5 дней торговли организация или индивидуальный предприниматель реализует товаров на 3 - 7 тысяч долларов. С учетом того, что в этом году в Москве пройдет не менее 35 ярмарок, экономическая выгода участия в них очевидна.
Похоже, все идет к тому, что в ближайшее время белорусские ярмарки станут еще более разнообразными по товарному ассортименту. Чтобы заинтересовать представителей малого бизнеса в экспорте отечественной продукции, государство намерено предоставить им существенные налоговые льготы, а также упростить административные барьеры. К примеру, одной из мер, направленных на более активный вывоз продукции за пределы страны, возможно, станет отмена лицензирования грузоперевозок мелким транспортом.
Соответствующий документ уже подготовлен. Кроме того, обсуждается вопрос о расширении возможностей предприятий в ценообразовании. По мнению А. Калиновского, для того чтобы предприниматели активнее покупали их продукцию, нужно "широко производить уценку товаров, практиковать возврат предприятию нереализованных товаров, принимать брак и применять рассрочку по платежам". Важно еще, чтобы предприниматели быстро получали сертификаты качества и другие сопроводительные документы на товары. Поэтому желательно, чтобы эти документы делали и предоставляли им сами предприятия. В Минске, кстати, уже есть опыт успешного сотрудничества предприятия с частным бизнесом. К примеру, каждую четвертую пару обувной фабрики "Луч" реализуют индивидуальные предприниматели - как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Таких партнеров у фабрики около сотни. Предприятие предоставляет им полный пакет документов, а также рассрочку платежа, возможность частичной оплаты и другие преференции. В итоге предприниматели получают стабильный доход, предприятие - сбыт продукции.
Если по подобному пути пойдут и другие производители, в выигрыше, несомненно, окажется и третья сторона - покупатели, которые смогут приобрести качественную продукцию по доступной цене. До конца года москвичам еще не раз представится такая возможность. По словам Р. Мехтиева, в оставшиеся пять месяцев только в Южном административном округе столицы планируется провести не менее 16 выставок-ярмарок.