21.08.2009 06:05
Происшествия

Экипаж сухогруза Arctic Sea и его захватчиков переправили в Россию

Экипаж сухогруза Arctic Sea и его захватчиков вчера переправили в Россию
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (4980)
Читать на сайте RG.RU

Вчера министр обороны Анатолий Сердюков доложил по телефону президенту Дмитрию Медведеву, что одиннадцать членов экипажа Arctic Sea и восемь его захватчиков доставлены в Москву для проведения следственных действий.

На подмосковную авиабазу Чкаловский они прилетели утром на двух военно-транспортных Ил-76. Возвращение моряков на родину не афишировалось. Но благодаря телевизионной группе "Вестей", сопровождавшей экипаж с острова Сал до посадки на нашем военном аэродроме, эксклюзивные кадры из Кабо-Верде и Чкаловского облетели весь мир.

Первым приземлился "Ильюшин" с командой Arctic Sea. Это произошло в 10.40. Встречали экипаж без особых торжеств. Вместе с моряками на родину вернулась и вылетавшая на Кабо-Верде следственная группа СКП РФ. Главное дело сделано - люди освобождены и невредимыми вернулись домой, а захватчики арестованы. В запутанной истории с похищением сухогруза следователям еще предстоит детально разбираться.

Дома, в Архангельске, экипаж судна увидят не завтра и не послезавтра. Сразу после приземления моряков посадили в автобусы и повезли в сторону Москвы. Следственные действия, начавшиеся на борту Arctic Sea, будут продолжены. Морякам еще предстоит рассказать следователям, что случилось с судном и как развивались события после его захвата.

Когда самолет еще был в воздухе, появилась информация, что на родину команда Arctic Sea возвращается в полном составе.

Однако после приземления выяснилось, что из 15 членов экипажа прилетели только 11. Капитан сухогруза, боцман, механик и еще один моряк остались на борту судна. По сообщению МИД России, они будут нести дежурство на Arctic Sea. Как долго оно продлится, внешнеполитическое ведомство России не уточняло. Но, предполагалось, что до прибытия нового экипажа. Были сведения, что владелец судна, которое ходило под мальтийским флагом, уже набирает новую команду для завершения рейса в порт Алжира. Второй экипаж вроде бы тоже полностью из Архангельска.

Бросать груз пиломатериалов стоимостью почти 2 миллиона долларов нынешний капитан сухогруза не может. Он остался на вахте. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", не спешит покидать освобожденное судно и сторожевой корабль Черноморского флота "Ладный". До вчерашнего дня Arctic Sea дрейфовал примерно в 260 милях от одного из островов Кабо-Верде. Сейчас, по словам Анатолия Сердюкова, сухогруз транспортируется в Новороссийск для производства следственных действий.

Вместе с большей частью экипажа вчера в Россию вернулась и следственная бригада Главного следственного управления СКП РФ. Первичные следственные мероприятия на борту Arctic Sea юристы проводили почти сутки. Подробности своих действий они не раскрывают. Но известно, что оружия на судне следователи не обнаружили. Члены экипажа рассказали, что когда к сухогрузу подошел российский военный сторожевик, захватчики побросали его в воду. Впрочем, прямых и косвенных улик преступления, подпадающего под статью 126 УК РФ - похищение человека, совершенное организованной группой, - вполне достаточно. А это по российским законам чревато 20 годами заключения. Кроме того, захватчиков судна могут обвинить в вымогательстве и угоне транспортного средства, то есть судна. Уже после освобождения сухогруза представитель компании-страховщика заявил, что похитители по телефону требовали у его фирмы выкуп в 1,5 миллиона долларов, в противном случае обещали перестрелять экипаж и затопить судно. Если эти сведения подтвердятся в ходе следствия, то к одной статье УК добавятся новые. Проверкой таких фактов в Москве займется отдельная следственная группа СКП РФ.

Могли ли захватчики выполнить свои грозные обещания? Вполне возможно. Когда в Чкаловском их с заломленными руками выводили из армейского транспортника и грузили в автозаки для отправки в СИЗО, у автора этих строк отпали последние сомнения. Типичные "братки" - накачанные, бритоголовые, исчерченные татуировками. Такие в начале 90-х прошлого столетия бесчинствовали на дорогах Польши, Украины и России, "прессовали" коммерсантов и "челноков", без малейших сомнений резали и стреляли конкурентов. Таких сегодня нанимают для рейдерства. А теперь, похоже, и для морского разбоя.

Следствие Следственный комитет