21.08.2009 08:00
Происшествия

Дмитрий Рогозин: Версия эстонского адмирала о перевозке на Arctic Sea ракет для Ирана вызывает гомерический хохот

Дмитрий Рогозин в интервью "РГ" опровергает слухи вокруг "Арктик Си"
Текст:  Дмитрий Косарев (Брюссель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (4980)
Читать на сайте RG.RU

После того как операция по освобождению сухогруза "Арктик Си" успешно завершилась, а похитители, среди которых были граждане России, Эстонии и Латвии, были задержаны, появилось множество вопросов. Мы попросили прокомментировать ситуацию постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина.

РГ : Как вы прокомментируйте утверждение бывшего эстонского адмирала, представителя ЕС по борьбе с пиратством, о том, что сухогруз "Арктик Си" мог везти крылатые ракеты для Ирана?

Дмитрий Рогозин : Вот такого рода фантазии морехода из Эстонии, представителя великой морской державы, честно скажу, обескураживают. Версия, которую предложил этот представитель Евросоюза по борьбе с пиратством о том, что на корабле "Арктик Си" перевозились какие-то секретные материалы из России в Иран, вообще вызывает у всех, кто прочел данное заявление, почти гомерический хохот. Эстонскому адмиралу должно быть хорошо известно, что есть другой, гораздо более надежный, с точки зрения перевозки чего бы то ни было, маршрут из России в Иран, прежде всего через Каспийское море. Зачем нужно было городить такой огород, чтобы везти что-то запрещенное через Балтийское море, затем пересекать Ла-Манш, идти через Бискайский залив, Атлантику, вплоть до африканского берега? Это, как говорится, полный бред.

Но любопытно другое: почему человек, который по своему статусу должен быть компетентным, поскольку является докладчиком по вопросу борьбы с пиратством в рамках Евросоюза, делает такое заявление.

Наверное, это говорит все-таки о том, что тем, кто занимается проблемой пиратства, надо руководствоваться не политическими соображениями, а именно профессиональными.

Тем, кто будет высказываться о ходе операции по спасению российских граждан, надо понять одну вещь - Россия предприняла огромные усилия, скоординировала всю эту операцию по освобождению граждан России именно потому, что самым главным грузом, который находился на борту "Арктик Си", были люди с российскими паспортами. И пора привыкнуть к той мысли, что Россия и впредь будет обеспечивать любую степень защиты собственных граждан в случае, если они попали в беду далеко за пределами национальных границ.

Если для американцев естественным является то, что их паспорт в кармане пиджака является главной страховой карточкой на все случаи жизни, то пора и нам привыкать к такого же рода отношению государства к своим гражданам. Это хороший, добрый знак. И что бы по этому поводу ни говорилось по разным европейским углам, теперь факт стал реальностью - Россия готова к применению всех мер политического, дипломатического, информационного, экономического, вплоть до силового воздействия на любого агрессора, который будет угрожать жизни и безопасности граждан Российской Федерации.

РГ : На ваш взгляд, как будет дальше развиваться ситуация с сухогрузом?

Рогозин : Его экипаж доставлен. Будет проведено необходимое судебное расследование всего того, что было связано с фактом захвата судна, и попыткой его угона к африканскому побережью. Органы государственной власти и судебные органы будут находиться в тесном контакте с владельцем судна для решения вопроса о его дальнейшей судьбе. Здесь все будет проходить в строгом соответствии с буквой закона.

Что касается самой этой истории, то из нее должны быть извлечены определенные уроки. И эти уроки должны быть хорошо выучены всеми, кто занимается вопросами обеспечения безопасности судоходства. Я не исключаю того, что опыт освобождения экипажа "Арктик Си" будет внимательно проанализирован в рамках Совета Россия - НАТО, поскольку теперь речь идет о явном расширении географии захвата гражданских судов. Теперь эти захваты происходят в близи европейских стран.

И для того, чтобы восстановить стабильность и безопасность в таком важном вопросе как право на свободное судоходство, потребуются не только усилия военных, что было предпринято в случае с "Арктик Си", но и предварительная координация в действиях спецслужб. Сталкиваясь с пиратством, как с явлением, мы должны понимать: пираты - это не только те разбойники, которые высаживаются на судно. Это еще и те разбойники, которые сидят в тиши своих уютных кабинетов, получают информацию, анализируют ее, наводят морских разбойников на цель, а потом обеспечивают политическое, финансовое и информационное прикрытие. В том числе отмывают деньги, полученные в качестве выкупа.

Мы сейчас видим перед собой лишь малую часть этого пиратского айсберга, который плавает на поверхности. То есть мы имеем дело только с самими разбойными нападениями, но должны понять наконец, что за ними стоит хорошо отлаженная, в высокой степени законспирированная сеть, обеспечивающая успех этих захватов.

Справиться с этой сетью военные вряд ли смогут. Это уже не их компетенция, это компетенция спецслужб, которые должны выявлять эту агентуру, этих информаторов, организаторов, идеологов и финансистов, прикрывающих грязные схемы по отмыванию денег. И эту сеть надо разоблачать, арестовывать и предавать суду.

История с "Арктик Си", на мой взгляд, ставит новые задачи в международном сотрудничестве, в том числе и в рамках Совета Россия - НАТО.

Следствие