24.08.2009 01:58
Спорт

К разгадке феномена Усейна Болта подключилась наука

К разгадке феномена Усейна Болта подключилась наука
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Столичный выпуск: №156 (4980)
Читать на сайте RG.RU

В чем секрет удивительных рекордов Усейна Болта? Об этом корреспондент "РГ" Юрий Медведев беседует с профессором ВНИИ физической культуры и спорта Эдвином Озолиным.

Российская газета : После феноменального рекорда Усейна Болта на стометровке весь мир гадает, в чем секрет этого бегуна. Вы у себя в институте наверняка уже разложили по кадрам его бег. Что-то невероятное удалось разглядеть?

Эдвин Озолин : Всю биомеханику мы посмотрели сразу же после Пекинской олимпиады. Канонов Болт не нарушает, ничего нового в технике бега не демонстрирует. Но у него есть один феномен, который не укладывается в традиционную картину. При росте под два метра и шаге 2,86 метра он делает по дорожке очень много шагов. Почти как "коротышки". По всем правилам биомеханики так быть не должно, и тем не менее... То есть у него, очевидно, особая организация и мышц, и нервов, которые ими управляют, что обеспечивает такой необычный характер движения.

С этим связана еще одна особенность бега Болта. Спринтеры мирового класса опираются на ногу менее 0,09 секунды. За это мгновение мышцы не успевают полноценно отработать весь цикл, когда напряжение чередуется с расслаблением, поэтому движение спринтера напоминает отскок. Примерно так скачет упругий мяч. Кстати, аналогично перемещается кенгуру, достигая скорости 60 километров в час. Так вот у Болта время касания беговой дорожки короче, чем у других бегунов. Можно сказать, что он не бежит, а летит над дорожкой. Словом, перед нами феномен, у которого идеальная нервно-мышечная организация.

РГ : Еще недавно асы спринта напоминали этакую гору мышц. А Болт больше похож на стайера или баскетболиста...

Озолин : Долгие годы считалось, что сила - залог успеха в спринте. Поэтому бегуны всеми правдами и неправдами наращивали мышцы. И действительно такие "силовики" долгое время доминировали. Но потом выяснилось, что достигнут определенный предел, что только силой не возьмешь. Оказалось, что для достижений новых рекордов необходимы более тонкие механизмы, например, межмышечная и внутримышечная координация.

РГ : Мышцы можно накачать, а как развить эти способности?

Озолин : Очень сложно. Ведь бег настолько скоротечен, что человек неспособен себя контролировать. И когда тренеры требуют делай то-то и и то-то, это бесполезно. Нужна система тренировки, когда спортсмену некуда деться, а приходится делать именно так, чтобы развивать свойства, о которых мы говорили.

РГ : Очевидно, нужна и система отбора. Наверняка теперь начнут завлекать в спринтеры будущих баскетболистов, надеясь найти среди них перспективных Болтов?

Озолин : Честно говоря, среди классных спринтеров я таких высоких, как Болт, не помню. Он - исключение, поэтому и требует изучения. Но кто знает, может быть, в той же Америке, которая молится на баскетбол, действительно появится мода на высоких спринтеров.

РГ : Раздаются голоса, что Болт вовсе не чудо природы, а просто нашел неизвестный доселе допинг.

Озолин : Все классные спортсмены варятся в одном котле, где все друг про друга все знают. Они живут по одним правилам и соревнуются в одном классе. Только Болт более талантлив, более одарен природой. Судя по тому, как он бежит, думаю, что он сам еще не знает пределов своих возможностей. Он еще удивит мир.

Легкая атлетика