И американские чиновники, и аналитики ведущих инвестиционных структур США объявляют, что экономика США уже прошла нижнюю точку. Но все понимают, что приостановка падения ВВП и рост индикаторов фондового рынка - не выздоровление, а результат приема лекарства. Это лекарство - деньги: ФРС расширила вдвое свой баланс за последний год, а бюджет США достиг рекордного с военных лет дефицита в 13% ВВП.
Медицинская терминология в отношении американских финансов активно используется известным финансистом Уорреном Баффетом, опубликовавшим в New York Times открытое письмо. Основной лейтмотив письма - предостережение: выйдя из реанимации, экономика США рискует попасть на свалку, потому что огромное количество напечатанных долларов может подорвать покупательную способность доллара.
Баффет проводит простой расчет, из которого следует: дефицит невозможно покрыть за счет "естественных" заимствований, а значит, ФРС придется дальше печатать деньги. Долги США будут расти, доллар попадет под удар и будет обесцениваться.
Предостережения Уоррена Баффета - далеко не пустой звук. Как известно, глава ФРС США Бен Бернанке по-прежнему видит самую главную опасность для американских финансов в следовании модели Великой депрессии, периода, когда недостаток денег привел к дефляции и катастрофическому экономическому спаду.
Соответственно, его приоритет - снабжение рынка ликвидностью. Этот приоритет лучше всего характеризует использованная Бернанке метафора о том, что деньги надо сбрасывать с вертолета.
Баффет как раз и пишет о том, что использование "вертолетной" модели надо сворачивать - возможно, даже в ущерб стимулированию экономического роста. Его высказывания - это аргумент в дискуссии о том, насколько жесткой должна быть денежная политика. Представители инвестиционного сообщества, как правило, оказываются на стороне призывающих продолжать денежную накачку. В этом смысле позиция Баффета выглядит не очень естественной: если ФРС притормозит эмиссию, то достаточно высокой станет вероятность снижения цен на акции, в том числе акции тех компаний, которыми владеет контролируемая Баффетом Berkshire Hathaway.
Впрочем, Баффет может оказаться заинтересованным в "остановке вертолета" - иначе американские облигации (в том числе казначейства) будут падать в цене, что обесценит активы, возможно, и Berkshire Hathaway. И Баффет, безусловно, прав в том, что, остановив вертолет, можно укрепить доверие к доллару. Вот только получится ли?