Главная мысль, которая рождается после посещения авиасалона МАКС: Россия вошла в мировую авиапромышленность как равноправный партнер. Мы не только покупаем все лучшее на Западе, но и успешно продаем свою высокотехнологичную продукцию. Все большее развитие получают совместные предприятия и совместные проекты.
Самый яркий пример - эффективность российско-французского предприятия "ПауэрДжет" по проектированию и производству нового двигателя SaM-146 для самолета "Сухой Суперджет100". Сейчас решается вопрос о создании нового СП в области авиационного приборостроения.
Президент концерна "Авионика" Гиви Джанджгава заявил, что на салоне МАКС-2009 прошли важные переговоры с представителями группы компаний SAFRAN из Франции, посвященные конкретизации ряда организационных вопросов. Само СП будет создано в ближайшее время. Его специалисты, по словам Джанджгавы, будут не только обслуживать авионику, уже установленную на российских истребителях, но и создавать аппаратуру следующих поколений.
Сдвинулись с мертвой точки кооперационные связи российского и украинского авиапрома. Промышленники двух стран очень заинтересованы в самом тесном сотрудничестве по целому ряду вопросов. Однако развитие взаимовыгодных отношений часто тормозилось в силу политической конъюнктуры. В частности, по непонятным причинам был заморожен проект транспортного самолета Ан-70, в который Россия вложила огромные средства, который и выпускаться должен был большей частью у нас. Эта машина крайне необходима и ВВС, и МЧС, и как обычный воздушный грузовик.
Поэтому-то настоящей сенсацией МАКСа стало то, что в первый же день работы салона, можно сказать, в присутствии Владимира Путина, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и и.о. министра обороны Украины Валерий Иващенко подписали соглашение о более активном продолжении работ по военно-транспортному самолету Ан-70. Фактически речь идет о завершении многолетней трудно понятной тяжбы, организации заключительной стадии испытаний и налаживанию серийного производства Ан-70.
Другое важнейшее соглашение подписано по двигателестроению. Большая часть военно-транспортных самолетов и практически все вертолеты России оснащены двигателями, разработанными и выпускаемыми в Запорожье. Однако в последние годы и здесь имели место непонятные трения.
Так вот, на салоне МАКС-2009, по словам президента ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктора Чуйко, произошел настоящий прорыв. Был подписан протокол N 4 в дополнение к межправительственному соглашению от 1997 года. Соглашение и, соответственно, протокол посвящены развитию сотрудничества в области двигателестроения, в котором предусмотрено открытие ряда новых совместных работ по двигателям. Как сказал Виктор Чуйко, к двадцати пяти уже сложившимся направлениям добавятся новые. Убраны также лишние бюрократические рогатки.
Председатель совета директоров запорожского двигателестроительного предприятия "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев считает, что пришло время не только вести совместные проекты, но и организовывать межгосударственные финансово-промышленные группы. Об этом направлении деятельности на МАКС-2009 речь заходила не один раз.
На салоне, естественно, подписывались контракты по продаже и продвижению на рынок различных образцов авиатехники. Примечательно появление новых партнеров. К примеру, лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" заключила предконтрактные соглашения и опционы с рядом стран Латинской Америки на поставку гражданских лайнеров Ил-96-400Т, Ил-96-300 и Ту-204СМ. Крупнейшим покупателем выступает Бразилия, появятся российские машины также в Перу и Эквадоре.
Салон МАКС-2009, невзирая на кризис, все-таки состоялся, а итоги его работы можно признать успешными.