Отныне чиновников за неразмещение государственного или муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства будут штрафовать. Однако получить желаемый заказ, по оценкам экспертов, малому и среднему бизнесу станет только сложнее. В минувшие выходные вступили в силу новые поправки в закон о госзакупках и Кодекс об административных правонарушениях.
Очередные поправки в закон о госзакупках вводят новый способ обеспечения исполнения госконтракта - поручительство. Напомним, что изначально в законе для обеспечения исполнения госконтракта можно было использовать банковскую гарантию, страхование ответственности по контракту и залог денежных средств. Теперь страхование ответственности при проведении аукционов в электронной форме стало невозможным. Что же касается обычных аукционов и конкурсов, то заказчик, уполномоченный орган, вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. То есть фактически страхование ответственности заменено поручительством.
Эксперты и участники рынка считают, что поручительство, конечно, довольно привлекательная возможность в условиях кризиса, но только для крупных компаний. А вот у большинства представителей малого и среднего бизнеса могут возникнуть серьезные проблемы.
- Изначально введенные правила размещения заказа были в первую очередь направлены на открытость системы госзакупок и снижение уровня предвзятости и коррупции при выборе поставщиков, - рассказал "РБГ" Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.ру. - Однако далеко не все проблемы с госзакупками связаны с заказчиком. Пользуясь сверхоткрытостью и нечеткостью правил проведения конкурсов и аукционов, активизировались мошенники и недобросовестные предприниматели. При этом механизмы защиты от них, заложенные в законе, не срабатывали. Закон построен на принципе "финансовое обеспечение - вместо подтверждения квалификации". Идея интересная, но только не в условиях экономического кризиса, когда привлечение финансового обеспечения многократно усложняется.
Так или иначе, продолжает Кузнецов, пользуясь тем, что заказчик не имел права ограничить поставщика в выборе способа обеспечения исполнения контракта и определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, такие "поставщики" заручались витиеватыми договорами с мелкими страховыми компаниями, которые обязан был принять заказчик, но по которым практически невозможно было получить деньги при срыве исполнения контракта.
Теперь заказчик получил возможность решить данную проблему, считает эксперт. Правда, "страдать" будут и вполне добросовестные поставщики - которые вынуждены искать не столь дешевые механизмы обеспечения. Ведь залог - это по сути изъятие из оборота значительных денежных средств, что весьма болезненно даже для крупного предприятия. Банковская гарантия - дело довольно дорогостоящее. Да и банки в условиях экономической нестабильности выдают их довольно осторожно, преимущественно крупным клиентам.
- Поэтому правильным является введение нового для российских госзакупок способа обеспечения - поручительства, - резюмирует Кузнецов. - Это довольно привлекательная возможность в условиях экономического кризиса, но только для компаний, способных привлечь серьезного поручителя. А вот для большинства представителей малого и среднего бизнеса, не имеющих подобных "покровителей", данная возможность иллюзорна, особенно с учетом требований, предъявляемых к нему законодательством. Таким образом, указанные изменения могут улучшить ситуацию для заказчика и крупного бизнеса, но есть серьезное опасение ухудшения ее для среднего и малого бизнеса.
Сложнее всего сегодня придется участникам электронных торгов, где страховая ответственность уже не принимается.
- Фактически страхование ответственности участников электронных торгов теперь заменено поручительством. На мой взгляд, это может негативно отразиться на рынке, - говорит Дмитрий Мишутин, генеральный директор Межотраслевой торговой системы "Фабрикант". - Ранее участники электронных торгов страховали свою ответственность в части исполнения госконтракта, заключенного по результатам аукционов. Однако с введением поручительства многие предприятия, в первую очередь малый и средний бизнес, не смогут получить поручительство. На наш взгляд, это не совсем верно отражает тот тренд, который сейчас намечен правительством, - поддержка малого и среднего бизнеса через госконтракт и электронные торги. Небольшой компании очень тяжело найти поручителя, отвечающего всем требованиям, особенно в период финансового кризиса и сокращения денежных потоков у предприятий. Многие потенциальные участники электронных торгов по госконтрактам, как мне кажется, даже не будут предпринимать усилия по поиску поручителей. Будет сокращаться количество небольших компаний, участвующих в электронных торгах по госконтрактам.
И все же государство уверено, что перспективы для малого бизнеса в госзакупках есть, более того - законодательство предусматривает проведение закупок исключительно среди субъектов малого предпринимательства. И чтобы это требование исполнялось, в Кодекс об административных правонарушениях добавлен соответствующий штраф. Кстати, новые поправки в административный кодекс предусматривают также наложение ряда штрафов на операторов электронных площадок. В частности, будут введены штрафы за неразглашение сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытых аукционов. Сумма штрафов будет составлять от 30 до 250 тысяч.
- Целесообразность поправок о наложении штрафов вызывает сомнения, потому что операторы электронных площадок придерживаются правила о конфиденциальности информации во время проведения торгов, - уверен Мишутин. - В своей работе мы придерживаемся следующего принципа: если оператор электронной площадки хоть раз допустил разглашения сведений - бизнес можно закрывать. Сам принцип работы электронной площадки подразумевает анонимность и конфиденциальность сведений во время проведения аукционов.