Частные компании, обслуживающие 80 процентов рынка общественных перевозок Перми, направили мэрии уведомления о расторжении договоров.
Они не согласны с условиями конкурса по распределению автобусных маршрутов, который проводился городской администрацией. Срок исполнения прерванных договоров истекает 18 сентября.
Право на отказ
О своем решении досрочно прервать договор официально уведомили городской департамент дорог и транспорта четыре ведущих некоммерческих партнерства, объединяющие более 70 мелких перевозчиков. Они работают на 600 из 750 графиков общественных автобусных перевозок города. Согласно действующим договорам, любая из сторон может прервать отношения без объяснения причин.
- Так как рано или поздно договор будет расторгнут с каждым из перевозчиков, мы решили не оттягивать время и организованно направили свои документы о прекращении договора, - сказал "РГ" директор одного из предприятий Виталий Крыжан. - Мы не считаем свои действия ультиматумом. Мы воспользовались своим законным правом досрочно расторгнуть договор, так как не согласны с условиями проводимого конкурса.
Конфликтная ситуация между перевозчиками и департаментом дорог и транспорта Перми назревала давно. По мнению транспортников, при разработке конкурсной документации по итогам совместных консультаций и совещаний их предложения не были учтены. Кроме того, они усматривают в конкурсной документации, разработанной департаментом дорог и транспорта, многочисленные нарушения законодательства.
- Мы не раз заявляли, что мы не против конкурса на распределения маршрутов, - рассказывает директор одного из пассажирских автопредприятий Игорь Сасунов. - Однако тендер должен осуществляться на законных основаниях. Именно этого нам не хватает в конкурсной документации, разработанной департаментом дорог и транспорта. Мы считаем, что порядок проведения конкурса не соответствует Федеральному закону № 94 о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, где прописаны все основные принципы проведения подобных конкурсов. Не соблюдены требования к участникам, содержанию конкурсной документации, конкурсной комиссии и еще ряд статей закона.
Порядок проведения конкурса предполагает, что все перевозчики, победившие в нем, обязаны осуществить оплату в городской бюджет за право заключения договора с администрацией Перми в размере не менее 6000 рублей, - продолжает Сасунов. - Окончательная сумма платежа в бюджет определяется по итогам конкурса. На наш взгляд, это прямое нарушение Конституции РФ, в которой закреплено, что "каждый обязан платить законно установленные налоги, сборы и пошлины". Все налоги и платежи в бюджет предусмотрены Налоговым кодексом. Среди них нет такого "побора за право заключения договора". Кроме того, Гражданский кодекс также не предусматривает взимание платы за право заключить договор с кем-либо. По сути, нам продают право работать.
Перевозчики предъявляют еще ряд претензий к конкурсной документации и считают, что реализация схемы "один маршрут - один перевозчик", предлагаемая администрацией города, после окончания конкурса приведет к устранению конкуренции.
- Бессмысленно говорить о конкуренции перевозчиков, работающих на разных маршрутах - в Закамске и на Гайве, - уверены перевозчики. - Нужно изменить формат конкурса на "один лот-один график", то есть когда один автобус выходит на маршрут в соответствии с расписанием.
Законность положения о конкурсе по распределению маршрутов перевозчики потребовали проверить краевое управление Федеральной антимонопольной службы. Ведут проверки прокуратура, краевое ГУВД, а один перевозчик обратился в суд.
Администрация Перми отстаивает свою позицию, напоминая, что в адрес перевозчиков есть жалобы на нарушения правил дорожного движения водителями и грубость персонала. Их автопарк практически полностью состоит из произведенных 10-15 лет назад немецких машин, зачастую не соответствующих современным требованиям экололгии и безопасности пассажиров.
Алексей Ковыев, начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми, так комментирует действия частных перевозчиков:
- В качестве причины конфликта мы видим нежелание перевозчиков работать в новых, прозрачных условиях рынка пассажирских перевозок, с необходимостью полностью обновлять парк, соблюдать обязательный технический и медицинский контроль при выходе на маршруты. Это действительно изменит экономику отрасли, но это нормальное условие работы любого рынка - самоинвестиции в развитие и повышение качества услуг. Мы не покупаем просроченный товар, но нас пытаются убедить, что парк списанных в Германии автобусов, поставленный в виде "конструкторов" с последующей сборкой отнюдь не в заводских условиях, - это высокое качество. По сути, перевозчики стараются отстоять собственные экономические интересы, а не интересы пассажиров. Перевозчики, скорее всего, в принципе не готовы к перераспределению маршрутов в рамках конкурсных процедур, для них это изменение условий работы на рынке. Таким образом, они пытаются защитить свой бизнес. Однако федеральное законодательство четко требует, чтобы подобные услуги, регулируемые муниципальной властью, разыгрывались на конкурсе, поскольку рынок пассажирских перевозок - конкурентный.
Конкурс без прибыли
Несмотря на жесткую позицию некоторых перевозчиков, представители автотранспортных компаний, которые хотят выйти на пермский рынок пассажирских перевозок, считают для себя выгодным участие в конкурсе и дальнейшую работу. Конкурсные процедуры по трем городским маршрутам уже проходят, на них поступили заявки. В соответствии с условиями, пока названия компаний-участников не разглашаются. Скорее всего, в конкурсах будут участвовать и работающие сейчас предприниматели, и новички рынка.
Алексей Ковыев утверждает, что компании, готовые работать на пермском рынке пассажирских автоперевозок, есть. И не только в Перми, но и в других регионах России.
- Сегодня на городских маршрутах работают 108 перевозчиков, каждый из них - владелец автобусов, - говорит Ковыев. - Есть предприниматели, владеющие одним автобусом, есть предприятия, обладающие подвижным составом в несколько десятков единиц. Мы планируем переговоры с теми перевозчиками, кто не написал уведомление. Среди таких перевозчиков есть и крупные, имеющие в собственности до 50 машин.
Поедем или нет?
Будут ли автобусы возить пассажиров - вот главный вопрос, который волнует пермяков. Обе стороны конфликта не стремятся к обострению ситуации и осторожно делают прогнозы развития событий после 18 сентября.
- Мы делаем все возможное, чтобы пассажиры не заметили каких-либо противоречий, возникающих между предпринимателями и администрацией, - говорит Алексей Ковыев.
Перевозчики тоже подчеркивают, что жители не должны пострадать из-за конфликта с мэрией. Возможно, автобусы будут ходить по маршрутам и без договора.
- Администрация заявляет, что открыта для переговоров. Если те, кто подал уведомление, захотят его забрать и продолжить работать, мы готовы встречаться и обсуждать варианты дальнейшего сотрудничества, - говорит Алексей Ковыев. - Пермь без общественного транспорта не останется. Мы организуем резервный парк автобусов, ведем переговоры с теми перевозчиками, кто не написал уведомления. После проведения конкурса автобусы победителей выйдут на маршруты. Перевозчики, не согласные с условиями конкурса, будут продолжать работать. Во-первых, потому, что они указали это в уведомлениях, во-вторых, потому что они не захотят лишаться бизнеса и прибыли. Поэтому важно разделить ситуацию на две составляющие - юридическая плоскость и сами перевозка пассажиров. Мы уверены, что транспорт в Перми будет работать. При этом администрация разрабатывает различные варианты развития событий, в том числе выход на маршруты резервных автобусов.
Несмотря на заверения мэрии, нельзя исключить возможность, что через месяц работа автобусного транспорта столицы Прикамья будет парализована. Главной пострадавшей стороной станут пермяки. Очевидно, у обеих сторон из сложившейся ситуации есть только один выход - найти компромисс.