25.08.2009 02:45
Экономика

Российские ритейлеры пытаются расширять бизнес за счет собственных средств

Розничные сети пытаются расширять бизнес за счет собственных средств
Текст:  Наталья Барановская
Российская Бизнес-газета - : №32 (716)
Читать на сайте RG.RU

Если до середины прошлого года продуктовые сети росли довольно высокими темпами - на 15-17% в год, то снижение покупательского спроса в сочетании с финансовыми проблемами заставили ритейлеров минимизировать затраты, в том числе на развитие за счет заемных средств. Результаты исследования основных тенденций и перспектив развития российских продуктовых сетей, проведенного КПМГ, показали, что минимизацию затрат включили в стратегические планы на 2009 год 90% респондентов. Наиболее распространенным методом развития сети теперь становится открытие магазинов за счет собственных средств. При этом 80% респондентов планируют открытие новых точек в регионах присутствия, и 40% - расширение сети в новых регионах.

Но чтобы открывать новые точки в других регионах, необходимы технологии быстрого роста. А по мнению руководителя отдела аналитики ИА INFOLine Михаила Бурмистрова, технологиями эффективного тиражирования бизнеса на федеральном уровне (в 4-5 федеральных округах) обладают только некоторые ритейлеры: "Магнит", X5 Retail Group, Metro и Auchan. Так, на пике кризиса, в июле 2009 года X5 Retail Group открыла 69 супермаркетов и магазинов у дома, в Ростове-на-Дону в этом году откроется гипермаркет "Карусель", а в других городах Ростовской области появятся магазины "Перекресток" и "Пятерочка". "Магнит" увеличил количество своих магазинов на 45 объектов, которые располагаются на 905,215 кв. м. Также увеличили количество торговых объектов такие сети, как "Дикси", "Мария-Ра", "Холидей", "Монетка". В июле открылся супермаркет "Бахтеле" в Москве, а также два супермаркета Atac в Москве и области. По подсчетам экспертов ИА INFOLine, в июле прирост торговых площадей крупнейших ритейлеров за счет открытия магазинов составил около 54,6 тыс. кв. м, что почти в два раза больше, чем в июне.

"Что касается игроков субфедерального уровня, наиболее активно региональная экспансия осуществлялась российскими сетями гипермаркетов ("Лента", "О`Кей", "Вестер"), однако именно у ритейлеров, развивающих формат "гипермаркет", в условиях экономического кризиса наиболее сильно сократились инвестиционные возможности (это обусловлено большей, чем для магазинов меньших форматов, потребностью в инвестициях, длительным сроком окупаемости объектов, а также ухудшением условий кредитования), - отмечает Михаил Бурмистров. - Значительный потенциал для расширения в регионах есть у ГК "Дикси", которая достаточно эффективно развивает мультиформатную сеть в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральном округе. А вот сеть "Копейка", которая в прошлом году активно наращивала количество магазинов, в том числе в регионах, в 2009 году столкнулась с серьезными финансовыми проблемами и по итогам этого года, скорее всего, вынуждена будет сократить количество магазинов".

Впрочем, места закрывшихся магазинов очень быстро занимают торговые объекты более успешных сетей. Например, в Сибири гипермаркеты "Поляна" открываются на месте объектов сети "Алпи", в Санкт-Петербурге на месте закрывшегося гипермаркета "Мосмарт" открывается "Карусель", а на месте гипермаркета "НАШ" уже открыт "О'Кей".

Процессы консолидации отрасли, проходившие в прошлом году довольно активно, с началом кризиса тоже притормозились. Как отмечается в исследовании КПМГ, из-за ограниченных возможностей финансирования роста операторы сетей столкнулись с необходимостью пересматривать сложившиеся практики развития бизнеса путем поглощений. Так, в начале этого года большинство респондентов заявляли об отсутствии планов поглощений в новых регионах, и всего 20% были готовы идти на слияния и поглощения, но только в регионах присутствия сети.

Однако к концу первого полугодия 2009 года процесс консолидации активизировался. "X5 Retail Group объявила о возможной покупке объединенной компании "Холидей" и "Кора", ведутся переговоры о покупке компанией Carrefour розничного бизнеса ОАО "Седьмой Континент" и компании "МКапитал", владеющей наиболее привлекательными торговыми объектами сети, - говорит Михаил Бурмистров. - Но не все планы осуществляются. Сделка M&A между X5 Retail Group и компанией "Холидей и Кора" отложена на неопределенный срок. На 45 дней перенесены переговоры между Carrefour и ОАО "Седьмой Континент". Таким образом, из анонсировавшихся сделок состоялось только приобретение 75% акций сети "Мосмарт" структурами Сбербанка. Мы прогнозируем до конца 2009 года смену контролирующих (крупных) акционеров в торговых сетях "Матрица" и "Лента".

Товары и цены