25.08.2009 02:00
Экономика

У регионов отберут "заначки", сделанные из федеральных дотаций

Минфин намерен возвращать неистраченные трансферты
Текст:  Татьяна Афанасьева
Российская Бизнес-газета - : №32 (716)
Читать на сайте RG.RU

Минфин подготовил очередное ноу-хау для регионов - приказ о новом порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета. Смысл сводится к одному - неиспользованные остатки целевых средств, предоставленных из федерального бюджета, подлежат к взысканию в тот же бюджет.

Отметим, что речь идет об остатках средств, зафиксированных на начало 2009 года. Тех самых, которые благополучные, а подчас и не очень регионы держали либо на счетах Федерального казначейства, либо в уполномоченных банках, где деньги работали и приносили доход - в качестве "заначки" на год грядущий. На год кризисный, то есть 2009-й, "заначку" решено изъять. Правда, обещает минфин, если регионы будут испытывать серьезную потребность в средствах, то неиспользованные остатки целевых средств могут быть возвращены бюджетам субъектов. Но лишь после того, как будет установлено "наличие потребностей в использовании их на те же цели в соответствии с решениями главных администраторов доходов федерального бюджета". Другими словами, вернуть-то вернут, но после того, как регион докажет минфину, что ему эти средства действительно необходимы. Ну а если не найдет доказательств... На этот случай есть рецепт - пойти за помощью к муниципалитетам.

Как ни странно, механизм оказания поддержки снизу вверх предусмотрен в Бюджетном кодексе. В статье 142.2 БК предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный региональными законодателями. Другими словами, если муниципалитетам удастся получить "лишние" доходы, то они автоматически начнут оказывать финансовую поддержку региональным бюджетам. К слову сказать, и федеральный бюджет может также получить помощь у регионов. И хотя обычно регионы выстраивались в очередь в надежде получить дотации или субсидии из федерального бюджета, из-за кризиса на получение денег из региональных бюджетов может сам российский минфин.

Теперь помощь можно получить не только у федерального, но и у нижестоящих бюджетов

Напомним, что соответствующие поправки в статью 138.1 Бюджетного кодекса были приняты летом текущего года. Осенью вышло постановление правительства, в котором описаны правила заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ. Другими словами, что отныне регионы могут предоставлять субсидии федеральному бюджету на разного рода программы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Звучит парадоксально, так как до сих пор на практике финансовая помощь осуществлялась сверху вниз, но никак не наоборот. Однако, пояснили корреспонденту "Российской бизнес-газеты" эксперты, подобного рода практика появилась около четырех лет тому назад. Как раз тогда, когда реформа межбюджетных отношений шла полным ходом и регионы, получив огромное количество полномочий или расходов, не могли набрать доходы для их исполнения. Речь, правда, шла о муниципалитетах, которые тот же Бюджетный кодекс обязал предоставлять субсидии региональным бюджетам.

Все бы ничего, если предложения об ужесточении критериев введения временной администрации в регионах, неудовлетворительно управляющих собственными бюджетами, которые минфин и минрегион должны разработать к концу текущего года. Об этом говорится в концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ до 2013 г., одобренной правительством.

Одним из таких критериев, в частности, станет превышение объема просроченной задолженности региона или муниципального образования 10% объема его доходов в последнем отчетном финансовом году при невыполнении показателей восстановления платежеспособности региона. Ранее, в докризисное время, фигурировала цифра 30%.

Второй критерий - превышение объема просроченной задолженности субъектов РФ по долговым обязательствам и его задолженности по бюджетным обязательствам свыше 20% объема собственных доходов в последнем отчетном финансовом году. Причем если такая ситуация будет зафиксирована в течение 90 дней просроченной задолженности ниже указанного уровня. Напомним, как отмечал ранее замминистра финансов Антон Силуанов, минфин пока не видит конкретных регионов, в которых такая мера необходима. Речь, по его словам, пока идет о введении предупредительных мер.

И хотя экс перты говорят, что эта мера позволит властям в условиях кризиса более оперативно контролировать должников, многие из них считают ситуацию нелогичной. До кризиса, когда риски были невелики, предел задолженности был выше, а в условиях кризиса, когда риски резко возросли, этот порог снижается. Тем более это странно, так как по итогам 2008 года просроченной задолженности более 10% не было ни у кого.

Между тем

Концепция прописывает рецепты борьбы с кризисными явлениями. В частности, регионам рекомендуется сократить капитальные расходы, финансировать только капвложения с высокой степенью готовности и не допускать кредиторской задолженности. Моноотраслевые регионы должны будут формировать фонды финансовых резервов. Субъектам может быть дано право покупать за счет средств этих фондов федеральные госбумаги. Также минфин рекомендует губернаторам увольнять руководителей региональных финансовых ведомств, если качест во бюджетного процесса будет неудовлетворительным.

Бюджеты регионов Минфин