25.08.2009 02:00
Экономика

Предприятия отказываются от покупки бутилированной питьевой воды

Предприятия отказываются от бутилированной питьевой воды
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №32 (716)
Читать на сайте RG.RU

По данным экспертов, мировой рынок бутилированной воды переживает острейший кризис. На протяжении последних 10 лет потребление воды в мире росло более чем на 10% в год, в 2009 году рост рынка не превысит 1- 2%.

По прогнозу голландского маркетингового агентства Innova Market Insights BV, в этом году объем рынка бутилированной воды сократится на 1 процент в сравнении с показателем 2008 года. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин оценивает объем российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в 1,5 - 2 миллиарда долларов (примерно 30 - 40% всего рынка безалкогольных напитков). Последние несколько лет этот рынок показывал ежегодный рост на уровне 20%, однако в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить даже 25 - 30%, - полагает аналитик.

По словам президента Союза производителей бутилированных вод России Алены Кондратьевой, первыми кризис ощутили на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования (кулеры, помпы, бутыли и т.п.). У некоторых из них спрос снизился на 40%. Ряд крупных производителей бутилированной воды, которые планировали приобрести оборудование для розлива, отказались от этих намерений, объясняя свое решение сложностью в получении кредитных средств, значительным повышением процентных ставок, а также сворачиванием программ по перевооружению или расширению производства. Крупнейшая компания по производству бутылей в конце 2008 года остановила два своих производства. Компании по доставке воды также ощутили небольшое снижение продаж.

Наиболее сильно кризис затронул производителей бутилированной воды в промышленных регионах, где велика доля градообразующих предприятий. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что отражается на потреблении кулерной питьевой воды.

Спад потребления составил, по разным оценкам, 10 - 15% и пришелся преимущественно на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал. Покупать оставшимся сотрудникам воду в бутылках стало дороговато в том числе и потому, что падение рубля, как отмечают эксперты, ведет к повышению цен на поликарбонатную тару, так как сырье для нее покупают за границей, а стало быть, и конечная продукция стала дороже.

Среднерыночная цена 19-литровой бутыли колеблется в пределах 120 - 130 рублей, если же речь идет о натуральной природной воде, то отпускная цена возрастает до 220 - 230 рублей. Для абстрактного предприятия с численностью 50 сотрудников и средним ежедневным потреблением один литр на человека ежемесячная потребность в воде будет составлять 1500 литров, то есть около 80 бутылей. Это обходится потребителю минимум в 9600 рублей. Тем не менее около 40% компаний как в Москве, так и в Санкт-Петербурге пользуются услугой по доставке воды в офис. Как правило, это компании с численностью сотрудников более 10 человек.

Сегодня для новой компании по производству и доставке воды возможны несколько концепций предоставления услуг конечному потребителю. По данным расчетов компании "АМИКО", оптимальным является создание собственного производства воды на базе артезианской скважины, что позволит добывать воду, качество которой будет не ниже известных брендов. Наибольшую часть первоначальных затрат - около 66% составляют затраты на покупку земельного участка и бурение скважины, а инвестиционные вложения по проекту окупаются чуть более чем за три года.

Для организации небольшого производства бутилированной воды достаточно двух комнат - в одной вода очищается, в другой разливается и упаковывается. Обычно в процессе производства вода сначала очищается несколькими фильтрами - угольными и песчаными, на следующем этапе воду пропускают через специальные фильтры, снижающие минерализацию или, наоборот, насыщающие воду определенными минералами - серебром, фтором и т.д. Потом воду обеззараживают, подвергая воздействию ультрафиолета, а затем насыщают озоном с той же целью. После предварительной подготовки вода разливается в бутыли, которые также обрабатываются специальным раствором, обеззараживаются и прополаскиваются той же водой, что наливается в бутыли, чтобы создать в емкости среду, аналогичную наливаемой воде. Пробка, которой закупоривается бутыль, также проходит обработку - ультрафиолетом.

Интересно, что по прогнозу Innova Market Insights BV сегмент рынка ароматизированной воды и воды с добавками ожидает рост на 8%. Возможно, это поможет выжить во время кризиса не только производителям бутилированной воды, но и производителям тары.

Товары и цены