27.08.2009 03:10
Власть

Майя Гришина: Задолженность по федеральным выборам не влияет на получение бесплатного эфирного времени на региональных или муниципальных выборах

Член ЦИК Майя Гришина рассказала "РГ" о новых правилах предоставления телевизионного времени и площадей в СМИ для проведения бесплатной агитации
Текст:  Иван Большаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №159 (4983)
Читать на сайте RG.RU

1 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий ряд изменений в правовом регулировании вопросов предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации. Как указанные изменения повлияют на проведение единого дня голосования 11 октября 2009 года? Какие новации внесет закон в проведение федеральных выборов 2011-2012 годов? На эти и другие вопросы отвечает член ЦИК России Майя Гришина.

Майя Гришина: Действительно, 1 августа вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Этим законом предусматривается отмена правила, согласно которому партия, набравшая на выборах менее 3 процентов голосов, автоматически становилась должником за использованные ею эфирное время, печатную площадь, которые в силу закона она могла бесплатно использовать в ходе своей предвыборной агитационной кампании.

Таким образом, по сути, партия, вступая в избирательную кампанию, становилась перед дилеммой: использовать бесплатное эфирное время и тем самым рисковать своим финансовым состоянием в ближайшем будущем либо заведомо отказаться от возможностей бесплатного эфира, дабы не подвергать себя финансовому риску. Теперь законодатель не требует от партий такого сложного выбора.

Подчеркну, что при проведении выборов в ближайший единый день голосования 11 октября 2009 года в тех избирательных кампаниях, которые были начаты до 1 августа сего года, новации федерального закона не действуют.

Если же официальное опубликование решения о назначении выборов произошло 1 августа или позднее, то изменения, внесенные в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на этих выборах применяются. С учетом установленных законом сроков избирательной кампании такими выборами могут быть только дополнительные, повторные либо внеочередные (досрочные) выборы. Однако и тут основное изменение закона коснется только случая, когда выполняется одновременно четыре условия:

первое - законом предусмотрено предоставление бесплатных эфирного времени и печатной площади непосредственно избирательным объединениям;

второе - по результатам прошлых соответствующих выборов некоторые избирательные объединения получили 3 или менее процентов голосов избирателей;

третье - законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что у таких избирательных объединений образуется задолженность по результатам прошедших выборов, и при наличии такой задолженности избирательные объединения не получают бесплатных эфирного времени, печатной площади;

четвертое - такие избирательные объединения вновь участвуют в избирательной кампании.

В этом случае, поскольку рамочная норма федерального закона (пункт 10 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") отменена, соответствующая норма закона субъекта Российской Федерации не может применяться, и избирательное объединение должно получить бесплатные эфирное время и печатную площадь несмотря на имеющуюся задолженность.

Российская газета: А если задолженность образовалась по результатам федеральных выборов? Партия получает или не получает бесплатное эфирное время на региональных выборах?

Гришина: Наличие задолженности по федеральным выборам не влияет на получение бесплатного эфирного времени (так же, как и печатной площади) на региональных или муниципальных выборах.

РГ: Когда же начнут действовать нормы закона, на какие выборы он распространяется?

Гришина: На все выборы, назначенные после 1 августа 2009 года, в том числе на выборы в единый день голосования в марте 2010 года. Законы субъектов Российской Федерации до проведения этих выборов должны быть приведены в соответствие с федеральным законом. Причем многое будет зависеть от того, как урегулирует вопрос законодатель в субъекте Российской Федерации.

Если региональный законодатель ранее предусмотрел возможность образования задолженности у избирательных объединений и последствия наличия такой задолженности в последующих избирательных кампаниях, то соответствующие нормы законов должны быть признаны утратившими силу. Однако это не значит, что законодатель может отменить ранее образовавшиеся задолженности.

Агитация в СМИ - это лишь один из методов предвыборной агитации

Одновременно на усмотрение региона отдан вопрос: увязывать ли получение избирательным объединением бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади с результатами этого объединения на предыдущих выборах? Если такая зависимость будет установлена, то только в отношении избирательных объединений, набравших три или менее трех процентов голосов.

Кроме того, нормы рассматриваемого федерального закона напрямую распространяются на федеральные выборы, проведение которых планируется в 2011-2012 гг.

РГ: По результатам парламентских выборов 2007 года должниками остались ряд партий: "Яблоко", "Патриоты России", Аграрная партия. Выходит, закон не освободил партии от уплаты долгов за прошлые выборы?

Гришина: К сожалению, нет. Ведь задолженность образовалась в результате договора между партией и организацией телерадиовещания. Отменяя задолженность, законодатель стал бы на сторону одного из участников договора, тем самым нарушив базовые принципы гражданского законодательства - свободы договора и недопустимости обратной силы актов гражданского законодательства.

Вместе с тем одновременно с рассматриваемым федеральным законом вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 161-ФЗ), которые предоставляют государственным организациям телерадиовещания, редакциям государственных периодических печатных изданий, заключившим договоры с этими партиями, право отказаться от взимания долгов и получить за это существенные налоговые вычеты. Полагаю, что такая норма может стимулировать снятие финансовых претензий к политическим партиям-должникам.

РГ: Но бесплатный эфир на выборах депутатов ГД в 2011 году эти партии не получат?

Гришина: Да, что касается "Яблока" и "Патриотов", если государственные организации телерадиовещания, редакции государственных периодических печатных изданий сообщат в ЦИК России об имеющихся у них финансовых претензиях к этим партиям. Такую информацию они могут предоставить в ЦИК в течение 10 дней со дня начала избирательной кампании.

Аграрная партия присоединилась к "Единой России". Однако "Единая Россия", хоть и является правопреемником аграриев, сама набрала на выборах значительно больше трех процентов голосов, а именно - 64,3 процента. Соответственно на нее нормы о непредоставлении бесплатных эфирного времени, печатной площади не распространяются.

РГ: Но как смогут проводить свою агитационную кампанию партии, которым не предоставляется бесплатное эфирное время?

Гришина: Агитация в СМИ - это лишь один из методов предвыборной агитации. Но законодатель предусмотрел и дополнительную гарантию: каждый федеральный телеканал резервирует не менее одного часа эфирного времени в рабочие дни в последние четыре недели перед днем голосования. Партиям, которые набрали на предыдущих выборах более трех процентов голосов, их доли эфирного времени предоставляются безвозмездно. Партии, которым эфирное время не предоставляется безвозмездно, могут выкупить свою долю эфирного времени из этого зарезервированного объема по расценкам, установленным организацией телерадиовещания. При этом мне представлялось бы обоснованным установление расценок исходя из себестоимости эфира, что значительно ниже расценок на рекламу.

РГ: Чем обусловлена замена в текстах федеральных законов о выборах термина "бесплатное" предоставление эфирного времени на "безвозмездное" предоставление?

Гришина: Эта правка федеральных законов о выборах связана с необходимостью сопряжения терминологии избирательных законов с терминологией Налогового кодекса Российской Федерации.

РГ: На какие еще особенности Федерального закона вы хотели бы обратить внимание?

Гришина: Во-первых, хотелось бы обратить внимание организаторов выборов, в первую очередь руководства избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на то, что на выборах депутатов Государственной Думы не только бесплатное эфирное время, но и бесплатная печатная площадь должны будут распределяться на жеребьевках, проводимых избирательными комиссиями. Это дает большие гарантии политическим партиям в использовании всех возможностей, предоставляемых им для предвыборной агитации. Ранее такие жеребьевки предусматривались только в отношении бесплатного эфирного времен.

На этих же жеребьевках будут распределяться и те объемы платного эфирного времени, платной печатной площади, которые захотят выкупить партии, которым не причитается получение соответствующих услуг безвозмездно.

Все это потребует определенной подготовительной работы, в том числе подготовки новых методических материалов ЦИК России.

Во-вторых, законодатель не изменил прежний порядок предоставления бесплатных эфирного времени и печатной площади: они предоставляются на основе договоров. Формы, содержание этих договоров необходимо продумать организациям СМИ, в том числе учесть экспертное мнение партий, предложения избирательных комиссий.

Внутренняя политика ЦИК