Завел корову - получи три тысячи рублей, посадил гектар картошки - получи две тысячи доплаты. Однако мизерные субсидии не могут помочь ни "кулакам", ни рядовым крестьянам.
Субсидия на буренку
Впервые в Прикамье власти одного из муниципальных районов поделили свой сельскохозяйственный бюджет не между крупными коллективными хозяйствами - их в Ильинском районе всего семь, - а между шестью сотнями обычных крестьянских дворов.
- Коллективные хозяйства у нас и без того получают по 30 миллионов рублей субсидий из федерального и краевого бюджета, - объясняет Лидия Антипова, начальник управления сельского хозяйства Ильинского района. - А как простому крестьянину развиваться? У него из всей техники - один худой трактиришко, купленный по дешевке 20 лет назад…
По словам Лидии Антиповой, два года назад районного главу обеспокоила неестественная "коровья убыль": крестьяне некогда зажиточного района стали резать по сотне-две коров в год. Держать молочных буренок на селе становилось невыгодно.
- А раньше Ильинский славился своими крепкими хозяевами: дом пятистенок, пять лошадей, до трех десятков коров на один двор - это я вам по материалам летописи говорю, - вздыхает Антипова.
Сейчас же районные власти придумали, как сделать так, чтобы крестьяне перестали изводить своих коров, а, наоборот, покупали бы одну буренку за другой. В Ильинском районе ввели специальные субсидии: пенсионерам от 50 лет стали платить по три тысячи рублей, если те соглашались завести корову. Если же крестьяне входят во вкус и покупают вторую и даже третью корову - им доплачивают по четыре тысячи рублей за каждую. Если решат сами вырастить корову из телки - шесть тысяч. Своеобразный "коровий капитал" получается.
В результате в первый экспериментальный год в Ильинском такие стимулирующие "коровьи субсидии" были выданы 584 крестьянам на общую сумму 2,2 миллиона рублей. Поголовье рогатых кормилиц стало хоть и скромными темпами, но увеличиваться: в Ильинском прибыло на 17 коров в прошлом году и на 79 коров - в нынешнем. В 2009 году программу субсидирования расширили: теперь три тысячи платят еще и молодой семье (хозяевам до 35 лет) за покупку коровы. Желающих оказалось немного, всего около 30 человек.
Еще власти Ильинского района решили платить по две тысячи рублей за каждый второй засеянный овощами гектар. Пока крестьян, засадивших корнеплодами весь огород, в Ильинском районе оказалось всего 20 человек.
- Конечно, это мизерные суммы, - соглашается Светлана Лобанова, депутат земского собрания Ильинского района. - К примеру, я сама получаю пять тысяч субсидий - за корову и картофель. А в год на содержание всего хозяйства у меня уходит не меньше 75 тысяч! На субсидию я могу солярки купить или запчасть к трактору. Но здесь моральная сторона важна: власть наконец-то обратила внимание на простых крестьян!
Накормить город
Ильинский район Пермского края только наполовину сельскохозяйственный. Другая половина - промышленная. То есть одна половина жителей района растит, доит и окучивает, чтобы потом продать плоды и корнеплоды своего труда жителям заводской части района.
- Одна семья Балуевых из деревни Комарихи кормит 60 семей Ильинского поселения, - подсчитывают в местном управлении сельского хозяйства. - Семья Давыдовых из поселка Романово кормит десятки семей из города Чермоза.
В Ильинском говорят, что крошечные субсидии на развитие личного подсобного хозяйства призваны не спасать сельское хозяйство, а пробуждать в крестьянах фермерскую жилку: таких Балуевых и Давыдовых, которые полрайона кормят, должно быть больше.
- В Пермском крае 92 процента всего картофеля выращивают не в колхозах, а в личных подсобных хозяйствах! - утверждает депутат Лобанова. - Половина всего молока и мяса на наших рынках поставляют тоже простые крестьяне. Так надо поддерживать этих людей, если они держат по четыре коровы и засевают по четыре гектара картофеля! Тогда их дети останутся на селе, будут работать на ферме, тогда и деревни наши будут развиваться!
Кулацкий посад
По дороге в деревню Комариху Посадскую, где фермерские жилки появились сразу у нескольких преуспевающих крестьян, местные чиновники поясняют: всего в районе зарегистрированы 93 фермера. Последние два года в Ильинском отмечается положительная миграция населения: может, и не за маленькими субсидиями едут люди в деревни, а как раз за их "моральной стороной".
- Посмотрите, какие богатые дома у людей в этой деревне, - хвастается депутат Светлана Лобанова. - Посмотрите, какое подворье! У нас у всех и компьютеры, и Интернет есть - вы не подумайте, что мы такие отсталые крестьяне! В общем, если опять случится революция, нас тут раскулачивать придется! - удовлетворенно заключает Лобанова.
"Раскулачивать", однако, в Комарихе оказалось некого. Крестьяне в лучшем случае держат по одной корове.
- Раньше считалось: если без коровы живешь в деревне - значит, бедняк, - рассуждают селяне. - А сейчас кто без коровы живет, богаче стал: расходов то никаких - ни на сено, ни на комбикорм, ни на бензин!
- Чем нам эти три тысячи помогут? - скептически усмехается деревенский житель Иван Кашин. - Я за неделю молока на три тысячи продам! А картошку многим и сдавать некуда: приедут в очередной раз таджики-перекупщики и будут ее покупать по три рубля за килограмм…
Настоящих "кулаков" в Комарихе всего двое оказалось: кроме упомянутого Анатолия Балуева, это его "коллега" Виталий Сажин. У обоих по три коровы, поросята, куры, пчелы и котята. Картофельные поля. У них и рынки сбыта уже лет десять налажены: картошку продают не килограммами, а мешками - в Перми на Гайве, в Заостровке, молоко и мясо продают по своему району.
В результате выходит так, что простому крестьянину с "худым тракторишкой" "коровьего капитала" еще недостаточно. А зажиточным Балуеву и Сажину, чьими домами гордится деревня, этого "капитала" уже мало - они собираются оформлять свои хозяйства как крестьянско-фермерские, чтобы получать внушительные субсидии от края и федерации. А соберется ли скептически настроенный Иван Кашин покупать вторую буренку, если его и одна хорошо кормит? Пресловутая фермерская жилка все-таки требует начального капитала.
Елена Гилязова, министр сельского хозяйства Пермского края:
- Будущее в производстве продуктов питания - все-таки за крупными предприятиями. Но для личных подсобных хозяйств всегда есть ниши, которые не хочет или не может занять крупный бизнес. Производство так называемых "нишевых" продуктов, например, выращивание чеснока и цветов, откорм гусей и индюшек, вполне может стать доходным бизнесом для селян. Это их хлеб. Часто - с маслом. Кроме того, небольшое личное хозяйство всегда имеет шанс стать крупным фермерским. ЛПХ - своего рода питательная среда, из которой вырастает мелкотоварное производство - фермерство. Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) - это как раз такая категория сельскохозяйственных товаропроизводителей, которой государство активно помогает.
Весной краевой минторг объявил конкурс среди начинающих предпринимателей. Государственные субсидии выдаются будущим фермерам, если они могут внятно представить и обосновать свою бизнес-идею. Уже 26 сельских предпринимателей получили по 100 тысяч рублей на развитие своего дела: это и откорм скота, и выращивание овощей в теплицах, и рыбоводство, и переработка грибов и ягод.
Развитию фермерства, убеждена, способствует и запуск агрофраншизного механизма. Это инициатива минсельхоза заключается в том, что, покупая франшизу, начинающие фермеры получают технологическую, консультационную и бухгалтерскую поддержку, ветобслуживание и, что немаловажно, гарантированный сбыт своей продукции. Кроме того, купив франшизу, предприниматель получает от краевого минсельхоза до 150 тысяч рублей субсидии. Двадцать будущих фермеров уже заключили франшизные договоры на производство меда, откорм кроликов, индюков и перепелов.
Что касается инициативы Ильинского района по поддержке ЛПХ, то это является лучшим подтверждением того, что плюрализм мер по поддержке сельского хозяйства на местах необходим и целесообразен. Муниципалитету лучше видно, кому сегодня необходима поддержка.
Кстати
Рулон сена весом 240 килограммов стоит 800 рублей. За сезон корова съедает около 10 рулонов сена на 8 тысяч рублей. Субсидия из районного бюджета составляет 3-4 тысячи, то есть 40-50 процентов от стоимости сена. Кроме того, в год крупное личное хозяйство (три коровы и десять гектаров сельскохозяйственных земель) потратит порядка 55 тысяч рублей на горюче-смазочные материалы, и еще 15 тысяч - на покупку комбикормов.