31.08.2009 03:00
Общество

"За " и "против": Нужно ли при реставрации восстанавливать символы сталинской эпохи

Нужно ли при реставрации восстанавливать символы сталинской эпохи?
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Столичный выпуск: №161 (4985)
Читать на сайте RG.RU

Юрий Кублановский, поэт:

- В отреставрированном вестибюле станции метро "Курская кольцевая" восстановлены строчки из старого Гимна СССР под сводами главного зала: "Нас вырастил Сталин / На верность народу / На труд и на подвиг / Нас вдохновил". В пресс-службе столичного метрополитена настаивают, что станцию восстанавливали по первоначальному проекту 1950 года, и искать здесь политику бессмысленно.

Но я считаю, что такие объекты, как станции метро, не нуждаются в столь скрупулезной реставрации. Их можно назвать настоящими памятниками архитектуры, но одновременно это памятники кровавой сталинской эпохи. Такое упоминание Сталина и возвращение к его имени - это скорее историческое и культурное кокетство, нежели серьезная реставрация.

В последнее время все чаще пытаются подновить имя Сталина: сделать из него то успешного менеджера, то человека, спасшего нашу страну во время войны. В нашем обществе есть потребность в лидере. Это происходит на генном уровне, и идет еще со времен монархии. Сталин, на мой взгляд, никак не подходит на такую роль, слишком много человеческой крови и слез на его руках. С его именем надо быть чрезвычайно осторожными.

Я с трудом могу представить, чтобы сейчас, допустим, в Берлине восстановили какой-нибудь объекта Третьего рейха с гитлеровскими надписями. Там понимают, какую страшную роль он сыграл в истории их страны. А сколько миллионов людей, "погибших задешево", как говорил Мандельштам, было у нас: все эти репрессии, расстрелы. Нет, невозможно, мне кажется, подходить к личности Сталина холодно и объективно. Ведь этим метром пользуются те, кто сидел в сталинских лагерях, дети и внуки тех, кого убили при Сталине. Каково им это видеть? Это же моральная травма и для них, и для тех, кто не забыл злодеяний 20-30-40-х годов.

за

Александр Рукавишников, скульптор:

- В Италии есть подобные памятники, посвященные Бенито Муссолини и его эпохе. В Испании частично сломали, а частично оставили памятники эпохи Франсиско Франко. Они руководствуются тем, и я с ними совершенно согласен, что это больше никогда не повторится. Фашистская скульптура, например, с точки зрения фашизма, отвратительна, а с точки зрения скульптуры, весьма занятная. И, как явление культуры, достойна внимания и изучения. Уничтожить ее было бы неправильно, немцы, кстати, этого и не делают.

Я думаю, что самым правильным было бы в свое время все беречь, ничего не трогать и не ломать. Потому что это называется вандализмом.

Когда же все сломано, восстанавливать, создавать новодел - это, может, и гуманно, но делать это надо очень качественно. Я пока еще не видел нового вестибюля, и оценивать, что и как они там сделали с этой точки зрения не могу.

А что касается культа личности Сталина, тут нужно четко понимать: художественное произведение, будь то памятник или здание - это одно, а личность Сталина - это совсем другое. Ведь произведения, созданные в эпоху египетских фараонов и древних императоров, даже если они были очень жестокими и кровожадными, ни в чем не виноваты. И это не мешает нам ими восхищаться и ценить. А у нас, к сожалению, то церкви все разрушили, сейчас восстанавливают. Теперь вот за сталинскую эпоху взялись.

Мне кажется, что сталинская эпоха уходит в прошлое, и все эти ужасы, связанные с именем Сталина, многим молодым людям уже не доступны. Когда я в свое время ставил памятник Достоевскому около Ленинской библиотеки, прохожие подходили, спрашивали: "Кому памятник?", хотя было видно кому. Один из рабочих решил подшутить: "Как кому, Сталину". А ему в ответ совершенно спокойно: "Почему Сталину? Почему здесь?". Люди стали абстрактно относиться к тем временам, многие уже не знают, какая разница между Сталиным, Лениным и Тутанхамоном.

История