01.09.2009 02:30
Общество

Негосударственные школы теряют помещения и учеников

Негосударственные школы теряют помещения и учеников
Текст:  Лариса Каллиома
Российская Бизнес-газета - : №33 (717)
Читать на сайте RG.RU

Со скандала начался новый учебный год во Владивостоке. Две недели назад там закрылась одна из частных школ (всего их в крае около сотни). Здание (бывший детсад), которое она арендовала, собственнику потребовалось для других, не учебных целей, а городские власти не смогли защитить школу или не захотели.

За несколько месяцев до этого похожая история случилась в Екатеринбурге. Там предлогом для выселения учеников и учителей из арендуемого здания стала его реконструкция. Всего же, по данным Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР), 2008/09 кризисный учебный год стал последним сразу для десятка частных школ в стране. Много это или мало, учитывая, что всего их, альтернативных государственным, около тысячи (последних, для сравнения - 52 тыс.).

Сетью негосударственного образования сегодня охвачены 4,5 миллиона учащихся (во всей системе школьного образования РФ 28 млн человек). Нельзя не вспомнить об одном из мифов о частных школах: мол, там, как нигде, ребята делятся на группы в зависимости от толщины кошелька своих родителей. В АсНООР говорят: у родителей, выбравших для своих детей платное образовательное учреждение, разные финансовые возможности. Для кого-то - это сущие копейки, а кто-то трудится на трех работах, лишь бы ребенку было комфортно. Есть и статистика: основная часть контингента частных школ - дети из семей со средним и выше достатком. 9% (практически каждый десятый) - из семей с невысоким доходом, в т.ч. из социально незащищенных групп. Половина детей не могут учиться в государственных из-за здоровья. Есть и те, кого традиционно называют "трудными", и кто в обычной школе сильно отстает. Среди учеников частных гимназий и школ немало детей нестандартных, с высокими интеллектуальными способностями, которые нуждаются в повышенном внимании педагогов и персонифицированном обучении. К ним, как и к другим ученикам, практически индивидуальный подход, в классах не больше 15 человек, завтрак-обед-ужин, продленка, подвижные игры, бассейн... От педагога требуется быть прежде всего учителем ребенка, а не целого класса. Школы стремятся к тому, чтобы учебная программа соответствовала требованиям времени. Помимо традиционных дисциплин уделяют большое внимание информационным технологиям, правовой грамотности, умению отстаивать свою точку зрения и работе в команде. Конечно же в родительском договоре четко сказано, что обеспечивает школа и сколько это стоит родителям.

Из-за небольшого количества учеников соответствующая плата за обучение (деньги родителей и спонсоров - основная статья дохода). Цены - условно от самых дешевых до самых дорогих. В новом учебном году в среднем от 20 до 30 тыс. рублей в месяц. Потянут далеко не все, даже из числа родителей вчерашних учеников. Отток из всех классов в пределах 10%. Набор в первый класс снизился вполовину.

- До 90% наших школ работают без финансового запаса, - пояснил "РБГ" директор АсНООР Александр Моисеев. - Если раньше зарплаты сотрудников частных школ выгодно отличались, то с повышением зарплат в государственных они практически сравнялись.

По данным комиссии Мосгордумы по образованию, расходы частных школ почти равняются доходам. Структурно это выглядит так: зарплата сотрудников - 45%, аренда - 30% (кстати, каждый год увеличивается на треть), коммуналка - 10%, питание школьников - 10%, учебно-методическая база - 3%, охрана - 2%.

- Положение частных школ напрямую зависит от финансового благополучия жителей региона и отношения местных властей, - продолжает Александр Моисеев. - Сегодня бюджетное финансирование отдано на региональные уровни и производится для негосударственных школ по остаточному признаку.

Но есть и обратные примеры: правительство Москвы (где, как и в Московской области и Санкт-Петербурге, этот сектор представлен наиболее активно) негосударственные школы финансирует на уровне государственных. В середине сентября руководители всех частных учреждений столицы соберутся на свою конференцию "Стратегия развития негосударственного образования г. Москвы в 2009/10 учебном году". То, что конференция состоится в городском департаменте образования, о многом говорит. В других регионах ситуация не такая благополучная. Пять лет назад правительство РФ утвердило поправки к закону, отменившие бюджетное финансирование негосударственных школ, лишившие их налоговых льгот и обязавшие их оплачивать аренду земли.

В АсНООР убеждены: сегодня назрела острая необходимость рассмотреть вопрос об освобождении на период кризиса всех аккредитованных образовательных организаций от арендных плат и коммунальных платежей. Помимо этого, необходимо вернуть те времена, когда негосударственные школы, аккредитованные государством, были освобождены от всех налогов (кроме налогов на зарплату), в частности, наиболее актуальных сегодня - на имущество и землю.

- На сегодня есть определенные подвижки, удалось решить часть проблемы по аренде с Федеральной антимонопольной службой, - рассказал Моисеев. - Если раньше нужно было каждые одиннадцать месяцев устраивать конкурс, то теперь школы просто будут продлевать договор с местными властями. Совместно с нашими юристами мы подготовили четкие формулировки предлагаемых изменений в Федеральный закон "Об образовании". Наши предложения по налоговым льготам отправлены в Комитет Госдумы по образованию . Подготовлен и отдельный закон о частном образовании, актуальный сегодня как никогда. В этом законе могут быть сведены и отражены все наши проблемы и предложения. Его принятие может реально защитить наши организации в это непростое время.

Кстати, в системе негосударственного образования России работает более 1 миллиона человек. Между тем сегодня не существует эффективного механизма, обеспечивающего защиту прав педагогов и учеников негосударственных образовательных организаций. К примеру, учителя не имеют права на досрочную трудовую пенсию, а учащиеся - на льготный проезд в общественном транспорте.

Сегодня и сторонники, и противники негосударственной системы образования единодушны: на начальном этапе, на заре 90-х годов, система имела немало недостатков, тогда ее много и, надо сказать, справедливо критиковали. Но те школы, которые к замечаниям прислушались и продолжили работу, сегодня не без основания гордятся своими выпускниками (успешно окончившими престижные вузы), по адресам которых теперь можно смело изучать географию не только страны, но и мира. Несмотря на сложности последнего времени, эксперты считают, что ниша частного образования хоть и небольшая, но вполне устойчивая.

Кстати

Американцы убеждены, что государственные школы не могут дать подрастающему поколению полноценного образования. Поэтому родители, думающие прежде всего о качестве обучения своего ребенка, зачастую выбирают частные учебные заведения. По разным данным, в среднем плата за обучение с первого по третий класс - 12 тысяч долларов, с шестого по девятый - 27 тысяч, а с девятого по двенадцатый - 28 тысяч долларов. Между тем в каждой частной школе, как правило, существует своя система скидок. Она позволяет (правда, только после того, как будут досконально изучены все доходы родителей и их реальная платежеспособность) принимать одаренных детей даже не из состоятельных семей. Бывают случаи, что маленькие вундеркинды обучаются бесплатно. В последнем случае хорошим подспорьем служит развитая система благотворительности: при каждой американской частной школе (особенно элитной) действуют советы попечителей, которые и сами жертвуют деньги, и привлекают других спонсоров.

Образование