Художественный руководитель Александринского театра, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин провел в Санкт-Петербурге пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о планах на новый сезон - премьерах, гастролях и фестивале "Александринский".
254-й сезон театр начинает 11 сентября. В этот день открывается четвертый международный театральный фестиваль "Александринский". Вечером будет сыграна премьера спектакля "Дядя Ваня" А.П. Чехова в постановке Андрея Щербана. Это первая работа известного мастера с российскими актерами. Американец румынского происхождения сотрудничает с крупнейшими драматическими и музыкальными театрами Европы и Америки. Российские театралы видели его комедию "Вишневый сад" на Чеховском фестивале в Москве (театр Линкольн-Центра).
Событием фестиваля станет приезд национального театра Венгрии - имени Йожефа Катоны. Один из самых интересных венгерских режиссеров Тамаш Ашер представит на сцене Александринки премьеру "Варвары" по пьесе М. Горького и "Иванова" А.П. Чехова, ставшего в 2008 году в Москве лауреатом премии "Золотая маска". По словам Валерия Фокина, "это два достаточно радикальных спектакля, но театр должен вызывать разные реакции, эмоции. Это лучше, чем услышать отзыв "спектакль милый, ничего".
Афинский театр "Аттис" привезет моноспектакль "Eremos" выдающегося итальянского актера Паоло Музио. Поставил его в 2007 году создатель труппы "Аттис", известный греческий режиссер Теодорос Терзопулос. На сцене Александринского театра три года идет его спектакль "Эдип-царь". Петербургским студентам уже обещан мастер-класс Терзопулоса "Голос и Тело в театре Древней Греции".
В программе фестиваля будут участвовать и два спектакля из Москвы - "Король Лир" в режиссуре Юрия Бутусова (театр "Сатирикон"), "Бесприданница" Петра Фоменко.
Завершится фестиваль 25 октября премьерой петербургского режиссера Андрея Могучего "Изотов" по пьесе "Заповедник" Михаила Дурненкова, написанной специально для александринцев.
Валерий Фокин рассказал о том, что готовится премьера "Вампилов. Трилогия" по одноактным пьесам знаменитого сибирского драматурга в постановке молодого актера и режиссера Александринского театра Олега Еремина. Еще один молодой режиссер Евгения Сафонова поставит на малой сцене спектакль "Цари" Х. Кортасара, а сам худрук весной возьмется за "Гамлета".
Поедет Александринка и на гастроли, покажет свои спектакли на фестивалях. "Женитьбу" в режиссуре Валерия Фокина ждут в октябре в Варшаве, на сцене театра "Народовы", а в декабре - в Новосибирске, на международном Рождественском фестивале искусств. Постановку Юрия Бутусова "Человек=Человек" увидят в ноябре москвичи (в рамках фестиваля "Сезон Станиславского"). На чеховский фестиваль, который также пройдет в Москве, Андрей Щербан привезет "Дядю Ваню". Весной будущего года александринцы планируют отправиться на гастроли в Париж (французы сами выберут из репертуара два названия). Если труппу поддержит Министерство культуры, она поедет и на небольшие гастроли по России.
"В связи с экономической ситуацией произошло сокращение нашего бюджета со стороны Министерства культуры на 30 процентов на этот год и уже на 50 - на 2010-й. Это достаточно серьезный удар по нашему театру, финансирование которого всегда было одним из лучших, что, я считаю, справедливо: здание старейшего театра страны, учрежденного в 1756 году, судьбой которого занимались российские императоры, требует ухода, а это огромные деньги. Выход только один: перейти на режим жесткой экономии, что мы уже и делаем. На малой сцене, где бюджет другой, увеличим количество новых постановок, а на большой - сократим", - рассказал Валерий Фокин "Российской газете".
Несмотря на сложности, театру удалось закончить строительство Дома творчества в поселке Ольгино. Там были пришедшие в полную негодность, развалившиеся деревянные дачи, принадлежавшие национальному театру с 30-х годов прошлого столетия. Отреставрирован старый корпус, построен новый, благоустроили площадь - и уже нынешним летом работники театра смогли отдохнуть там. По минимальной цене - 200 рублей в сутки. Ни у одного драматического театра страны нет такого дома отдыха. Александринцы готовы раскрыть его двери для своих коллег из других театров.
Андрей Щербан, режиссер:
- Наш "Дядя Ваня" вбирает в себя противоположные подходы, которыми пользовались Станиславский и Мейерхольд при интерпретации чеховских образов. Мы находимся в театральной реальности, которую исповедовал Мейерхольд, но игру артистов мы попытались настроить по камертону Станиславского, для которого жизненная достоверность была принципиальна. К Чехову я обращался не однажды, ставил "Дядю Ваню", "Три сестры", "Вишневый сад". Мечтал поработать с русскими актерами, чтобы ставить великого классика на русском языке. Надеюсь, пьеса будет выглядеть так, как будто вы ее никогда не видели.