В среду во Франкфурте-на-Майне на уровне политдиректоров прошли консультации "шестерки" международных посредников по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.
Казалось, что мировое сообщество просто забыло о проблеме, которая в прошлом году не сходила с первых полос мировых СМИ. Есть ли у Ирана собственная программа разработки ядерного оружия? Когда у Тегерана появится первая атомная бомба? Собирается ли президент Махмуд Ахмадинежад сдержать обещание и покарать Израиль? Эти вопросы задавали себе миллиарды людей.
Однако наступил мировой экономический кризис и все переключились на другие темы для обсуждения. И все же, как сейчас выясняется, об Иране дипломаты не забывали. Несмотря на то что последняя встреча "шестерки" на уровне политдиректоров состоялась еще 8 апреля в Лондоне, эксперты понимали: взята хоть и долгая, но все же лишь пауза. Крест на усилиях международного сообщества отговорить Иран создавать собственное ядерное оружие никто не ставил.
Тем более что Тегерану было объявлено о том, что международное сообщество ждет ответа от иранского руководства до сентября. То есть до очередной Генассамблеи ООН, которая пройдет во второй половине этого месяца в Нью-Йорке. А Иран еще в конце весны обещал не только подумать, но и дать ответ.
И, похоже, свое обещание иранское руководство сдержало. Во всяком случае во вторник из Тегерана пришла новость о том, что подготовлена новая программа консультаций. "Исламская Республика подготовила план. Он будет передан членам группы, и мы рассчитываем на то, что новый раунд пройдет в условиях справедливости", - так несколько туманно заявил глава иранской переговорной группы Саид Джалили.
Несмотря на то что пока не известно, когда именно новый план действительно попадет в шесть столиц, "шестерка" отреагировала молниеносно. Уже на следующий день после заявлений Джалили в Германию приехали ее политдиректора. Россию на этой встрече представлял заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
Нет сомнений, что от Ирана ждут гораздо большего, чем просто заявления о существовании нового плана. Что в нем предлагается? Насколько успешными могут оказаться переговоры на основе пунктов этого плана? Удастся ли сторонам найти золотую середину? На эти вопросы пока нет ответов. Зато есть новый доклад генерального директора МАГАТЭ по иранской ядерной программе, который вчера во Франкфурте-на-Майне был представлен политдиректорам. Именно на основе сделанных в нем выводов "шестерка" будет решать, есть ли смысл начинать новый раунд переговоров в рамках иранского плана. Или речь идет об очередной попытке Тегерана выиграть время.
Американцы пока не спешат верить в благие намерения Ирана. По словам официального представителя госдепартамента США Иана Келли, иранцы "по-прежнему отказываются приостановить всю деятельность, связанную с распространением ядерных технологий, несмотря на решение Совбеза ООН. Они по-прежнему устанавливают центрифуги, обогащают уран и строят исследовательский реактор на тяжелой воде". Неизменной остается и позиция Москвы. "Лучший способ воздействия - это не изоляция, не угрозы применения силы, а полномасштабное вовлечение в сотрудничество, - считает глава МИД России Сергей Лавров.
Все представители "шестерки" по Ирану заявили о твердой решимости урегулировать иранскую ядерную проблему исключительно дипломатическими средствами. И это уже серьезный прогресс. Настало время Тегерану сделать правильный ход.