Завершить приемо-сдаточные испытания многоцелевой подводной лодки "Нерпа", построенной на заводе в Комсомольске-на-Амуре, планируется весной будущего года. А после этого атомную субмарину передадут-таки в долгосрочный лизинг индийским ВМС. В канун официального визита президента Индии Пратибха Патила в Москву из этого факта уже не делают тайны.
Ожидается, что уже в сентябре на сдаточную базу "Восток" Амурского судостроительного завода в Большом Камне (это Приморский край) прибудет индийский экипаж. После того, как он ознакомится с кораблем уже не по схемам и не на учебных тренажерах, а в реальной обстановке - как говорят, "в привязке знаний к пальцам", начнутся приемо-сдаточные испытания подводной лодки. При оптимистическом раскладе, если не возникнет новых проблем, завершить все процедуры рассчитывают "в конце марта - начале апреля 2010 года".
Напомним, что ранее "Нерпу" собирались передать Индии уже нынешней осенью. Но из-за прошлогоднего ЧП с несанкционированным срабатыванием системы пожаротушения (тогда, напомним, погибло 20 человек из сдаточной команды), потребовались дополнительные ревизия и замена части оборудования. По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, дополнительные затраты, которые понесло предприятие на восстановление "Нерпы", оценены в 1,9 миллиарда рублей. "Но эту сумму, - заметил он, - еще надо обосновать". Тогда же сообщалось, что минобороны России согласилось перечислить Амурскому судостроительному заводу за государственный оборонный заказ 380 миллионов рублей. Эти средства пошли на выплату зарплаты работникам предприятия (до этого была многомесячная задолженность) и на расчеты с предприятиями-контрагентами, участвовавшими в восстановлении подводной лодки.
Однако уже тогда в конструкторском бюро "Малахит" (Санкт-Петербург), где спроектировали "Нерпу" и другие корабли аналогичного проекта, выражали обеспокоенность сложившимся на заводе положением и откровенно сомневались, что "Нерпу" удастся передать заказчику осенью 2009 года. Тем более - с условием проведения практики для индийского экипажа.
Как бы там ни было, 10 июля многострадальная АПЛ вышла на повторные ходовые испытания. По сообщению пресс-секретаря Амурского завода Марины Радаевой, акт о готовности лодки к продолжению испытаний накануне был подписан командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Константином Сиденко и генеральным директором ОАО "АСЗ" Николаем Повзыком, незадолго до этого возвращенным в свою прежнюю должность.
Испытания проходили в стомильной зоне от берега в Японском море. Первый этап, завершившийся к 27 июля, был признан успешным. "Нерпа" ненадолго зашла в Большой Камень, на ней установили и смонтировали "дополнительное оборудование", как сообщалось, "для проведения регулировочных и наладочных работ". Теперь и второй этап позади - лодка уже вернулась, экипаж и сдаточная команда под присмотром проектанта устраняют замеченные "шероховатости". О каких-то серьезных проблемах не сообщается.
Но зато прояснилось другое обстоятельство: высокопоставленный источник в минобороны России дал понять журналистам, что перед тем, как передать атомную подлодку в лизинг Индии, ее официально примут в состав российского ВМФ. Таким образом, начальник Генштаба Николай Макаров, в свое время заявивший, что Россия не строит АТОМНЫЕ лодки на продажу, а строит их для себя, формально оказался прав.
Между тем у истории с "Нерпой", которую в индийских СМИ уже открыто называют "Чакрой-2" (и утверждают, что Москва передаст ее Дели в лизинг на 10 лет за 650 миллионов долларов), есть своя, и весьма выразительная, предыстория.
Об этом мало кто знает, но в свое время Советский Союз передавал Индии в аренду на три года одну атомную подлодку 670-го проекта с крылатыми ракетами "Аметист". Этот был головной корабль в серии, и заложили его на заводе "Красное Сормово" в Горьком в 1964 году. В 1966-м спустили на воду, затем в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу перевели в Северодвинск, где осуществлялась окончательная достройка и проводились испытания. Приемный акт о передаче флоту нового атомохода был подписан к 50-летию Октябрьской революции - 6 ноября.
Тринадцать лет К-43 находилась в составе Северного флота. В 1980 году совершила переход Северным морским путем на Тихий океан, где еще восемь лет несла службу. А 5 января 1988 года эта лодка, переименованная в УТС-550, подняла во Владивостоке флаг ВМС Индии и с нашим экипажем под командованием капитана II ранга Александра Теренова отправилась к индийским берегам.
Как утверждают специалисты, к ее приходу все было подготовлено по высшему разряду: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке в базе на борт лодки подавались вода, сжатый воздух, электроэнергия. Из трех лет лизинга S-71, или "Чакра", как окрестили лодку индусы, почти год провела в автономных плаваниях, став отличной школой для индийских подводников. В начале 1991-го трехлетний срок аренды истек, но правительство Индии всеми силами старалось его продлить или даже приобрести у СССР однотипную лодку. Однако в Москве одним экспериментом решили ограничиться. 28 апреля 1992 года К-43 своим ходом прибыла на Камчатку, а спустя два месяца была исключена из боевого состава флота.
Справка "РГ"
Что за лодку мы собираемся в этот раз передавать Индии?
Корабли этого класса относятся к многоцелевым подводным лодкам третьего поколения. Они строились по проекту 971 ("Щука-Б") санкт-петербугского морского бюро машиностроения "Малахит" на ПО "Севмаш" в Северодвинске и на Амурском судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. В состав вооружения входят торпеды, подводные ракеты и ракеты-торпеды "Шквал", "Водопад", "Ветер", а также крылатые ракеты "Гранат" (запускаются из торпедных аппаратов) с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Водоизмещение субмарины - 12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, предельная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года для подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов построено 15 кораблей этого проекта.
В то самое время, когда "Нерпа" завершала очередной этап заводских испытаний в Японском море, в судостроительном центре индийского города Вишакхапатнам (штат Андхра-Прадеш) спустили на воду первую самостоятельно построенную Индией атомную подводную лодку с 12 баллистическими ракетами. Ей дали имя Arihant - "Истребитель врагов", а супруга индийского премьер-министра Гуршаран Каур, по существующей здесь традиции, прилюдно разбила о борт кокосовый орех.