В рамках проходящей на ВВЦ 22-й Московской международной книжной выставки-ярмарки в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялось традиционное объявление и вручение премии "Книга года".
Эту премию называют еще "книжным "Оскаром". Ее смысл совсем не в денежном призе. Это премия престижа. Ежегодный Национальный конкурс "Книга года" учрежден в 1999 году в целях поддержки российского книгоиздания, поощрения лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганды чтения в России. В этом году премии исполняется 10 лет. Из скромной церемонии, известной лишь небольшому кругу издателей, конкурс стал событием первого ряда для российских книжников.
Перед началом церемонии объявления лауреатов, которая традиционно проходила в московском Академическом театре Станиславского и Немировича-Данченко, случилось еще одно важное событие. Приехавший на Московский книжный форум директор Лондонской книжной ярмарки господин Алистер Буртеншоу объявил, что между руководством Роспечати и дирекцией Лондонской книжной ярмарки 2 сентября подписан Меморандум, что в 2011 году Россия выступит Центральным экспонентом Лондонской ярмарки.
Обладателем премии "Книга года-2009" стал Леонид Парфенов. "Намедни. Наша эра. 1971-1980" (ООО "Издательская Группа Аттикус").
Российская газета: Как родилась идея переложить телепроект "Намедни" в книгу и насколько это была сложная работа?
Леонид Парфенов: Идея возникла, потому что в двухтысячных годах стало ясно, что советская эпоха никуда не ушла, как это казалось в девяностые, когда телепроект делался как инвентаризация прежней эпохи.
В двухтысячные годы выяснилось, что советское никуда не ушло, а в чем-то повторяется, в чем-то немного видоизменилось. Я пытался перечислить, что большинство россиян до сих пор делают по-советски. По-советски служат в армии, получают образование, выбирают власть, смотрят телевизор, поют гимн и так далее. Это был побудительный мотив: вернуться к советскому.
Для книги пришлось придумать новый формат. Тексты примерно в пять раз больше, чем были для телевидения. Нужно было придумать и новую форму монтажа. Такого размещения новелл о феноменах, когда разнохарактерные вещи предстают перед читателем одновременно, ровно так, как они существуют в сознании людей. Туфли-шпильки, фильм "Человек-Амфибия", хула-хуп, Берлинский кризис, полет Гагарина, солнечный номер Олега Попова, Сталина вынесли из Мавзолея. У людей нет сознания, которое отдельно отвечало бы за Берлинский кризис, а другой его сектор - за хула-хуп. Такая подача должна создавать эффект полноты инвентаризации. Пролистал том, и вся эпоха в ее ключевых моментах - перед тобой. Это потребовало и времени, и сил, и проб, и ошибок.
РГ: Вы довольны результатом на сто процентов?
Парфенов: Ну, не так чтобы, но найденный метод по-прежнему позволяет рассматривать любые феномены. И так называемые серьезные, и так называемые не серьезные. Событийные, портретные, какие угодно. Кто хочет по-другому задокументировать эпоху, пожалуйста. Но таких попыток я пока не видел.
РГ: Как будете представлять книгу на Книжной выставке-ярмарке в Москве?
Парфенов: Вот она книга, спрашивайте. Я стараюсь не читать лекций. Я могу пояснить, почему еще и книгу написал, но дальше я предпочитаю отвечать на вопросы.
В номинации "Дебют" - сборник "Не только Холмс. Детектив времен Конан-Дойла" (издательская группа "Аттикус"); в номинации "Поэзия года" - Олеся Николаева. "500 стихотворений и поэм" (издательство "Арт Хаус медиа"); "Проза года" - Александр Кабаков. "Беглецъ" (издательство "АСТ"); в номинации Humanitas - Евгений Лансере. "Дневники" (издательство "Искусство - 21 век"); в номинации "Учебник XXI века" - "Учебно-методический комплекс по медико-биологическим дисциплинам" (Сибирское университетское издательство); в номинации "Вместе с книгой мы растем" - серия детских книг "Пестрый квадрат" (издательство "Эгмонт Россия"); в номинации "Столепестковый лотос" - энциклопедия "Индийская философия" (издательство "Восточная литература"); в номинации "Арт-книга" - альбом "Дейнека. Графика" (издательство "Интеррос"); в номинации "Отпечатано в России" - А. С. Пушкин "Евгений Онегин" ("Гознак").