03.09.2009 00:50
Власть

Суды стали чаще отказывать спецслужбам в проведении тайных операций

Суды стали чаще отказывать спецслужбам в проведении тайных операций
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №164 (4988)
Читать на сайте RG.RU

В этом году почти шестьсот подсудимых и подследственных в России смогли получить временную свободу за деньги: суд отпустил их под залог до приговора. А еще шестьдесят остались под домашним арестом - совершенно бесплатно.

Судебный департамент при Верховном суде обнародовал аналитические материалы, многие из которых раньше шли под грифом "секретно". Эти цифры нельзя назвать сухими - они способны открыть нам много нового о той жизни, которой мы с вами живем.

Например, судебный департамент рассекретил, что в этом году спецслужбы почти 115 тысяч раз вскрывали с разрешения суда чужие письма и более 11 тысяч раз проникали в квартиры граждан, как правило, тайно. Каждый день оперативники подают более шести сотен ходатайств по всей стране о вскрытии чужих писем. Все эти возможности заложены для спецслужб в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-процессуальном кодексе. Но такое вмешательство в частную жизнь возможно только с санкции суда.

Если сравнить данные с шестью месяцами прошлого года, то можно заметить интересную тенденцию. Спецслужбы стали чуть-чуть чаще просить разрешения войти в дома граждан без спроса и почитать чужую корреспонденцию. Но суды в ответ увеличили число отказов. Например, в прошлом году за этот же период люди в мантиях более 250 раз запретили вскрывать чужие письма. А в этом году судьи сказали "нет" более трех тысяч раз. Лишь тридцать семь раз суды запретили тревожить жилье граждан за полугодие в 2008 году. Сейчас же оперативники получили более тысячи отказов на проникновение в квартиры.

Такие вот вести с невидимого фронта.

Обнародованная полугодовая статистика от судебного департамента свидетельствует, что в этом году более 64 тысяч раз суды разрешали ставить чьи-то телефоны на прослушку. А более чем в полутора тысячах случаях абонент оказался недоступен спецслужбам. Суд сказал "нет". Но это не значит, что сегодня на прослушке стоит ровно столько телефонов, сколько удовлетворено ходатайств. Как пояснил "РГ" представитель одного из силовых ведомств, как правило, оперативники указывают в заявках сразу несколько номеров. Но в любом случае цифры показывают: тотального прослушивания телефонов нет. Да и чисто технически это невозможно: в спецслужбах не найдется столько ушей.

Другие новости касаются гуманных мер пресечения: суды стали чаще использовать домашний арест, возросли и суммы залога. Еще недавно подобные случаи можно было пересчитать на пальцах. Расширить эту практику потребовал глава Верховного суда Вячеслав Лебедев. Сегодня залог постепенно становится привычным делом.

Шесть сотен отпущенных за деньги граждан внесли в кассу более 130 миллионов рублей. Из них 37 человек потом сбежали, оставив в казне почти 5 миллионов 200 тысяч рублей. Кстати, убегать отпущенные под залог стали реже. В прошлом году скрылись 94 человека из почти 400 освобожденных под залог. В казне они оставили более 11 миллионов. Но в этом году подсудимые то ли стали дисциплинированнее, то ли решили не расставаться с день гами ради такой эфемерной вещи, как свобода.

Что касается домашних арестов, то их число невелико. Как пояснили корреспонденту "РГ" в одном из силовых ведомств, нередко под домашний арест отпускают ценных свидетелей, которые тоже не совсем чисты перед законом. За ними, как правило, присматривают оперативники из подразделений по защите свидетелей. Агенты в штатском круглосуточно находятся рядом с подопечными, так что домашний арест действительно похож на арест. А в обычной ситуации, когда вроде и в СИЗО нет смысла держать человека, и полную свободу давать нельзя, домашний арест остается редкостью. Теоретически такие арестанты должны находиться под надзором милиции, но системы контроля за ними нет. В развитых странах для этого применяются и электронные браслеты, и видеокамеры, установленные в домах арестованных. У нас подобные технологии домашнего ареста в лучшем случае пока в проектах.

Еще одна новость: осужденных стало меньше, соответственно снизилось и число арестов. Есть шанс, что в ближайшее время будет снижаться и тюремное население. На двадцать тысяч снизилось число осужденных за кражу. Меньше стало убийств, изнасилований, грабежей. Зато выросло число конфискаций - более 700 раз у преступника забирали имущество. Большинство осужденных - люди, которые нигде не работали и не учились. Это все приметы времени.

Зато есть один показатель, который не меняется из года в год, и в этот раз тоже не изменился. Суды по-прежнему редко говорят "невиновен", в стране выносится меньше процента оправдательных приговоров.

Права человека Спецслужбы Уголовное право Верховный суд