Обеспеченные россияне стали экономить на отдыхе под парусами. Продажи яхт в этом году упали на 40-50 процентов. Во всяком случае, так утверждают сами производители.
Еще пятнадцать лет назад понятия "яхтенный рынок" в нашей стране не было как такового. Игры в капитанов на собственной яхте обрели широкую популярность в среде обеспеченных россиян только в последние годы.
Российский яхтенный рынок развивался просто фантастическими темпами, демонстрируя рост до 200 процентов в год. Однако в этом году продажи российских производителей яхт упали в два раза. Вести о банкротстве некоторых крупнейших европейских яхт-брендов подтверждают: кризис заставляет людей отказаться от прогулок под парусами.
Проблемы российского яхтенного рынка в период кризиса производители плавсредств и эксперты обсудили с журналистами вчера на пресс-конференции. Как оказалось, больше всего пострадали яхты среднего ценового сегмента: 8-12 метров в длину и стоимостью около 70 тысяч евро. На таких "корабликах" есть несколько кают, и можно смело уходить в море на пару недель или даже на месяц. Хуже стали продаваться и "экономичные плавсредства". Самый дешевый катер из алюминия и стеклопластика можно купить у российского производителя за 40 тысяч рублей. Такие цифры привела директор популярной российской яхтенной выставки Тамара Лукьяненко. Однако на недельку в море на эконом-катере, разумеется, не пойдешь. Он предназначен для непродолжительных прогулок по прибрежной зоне.
А вот производителей яхт класса "люкс" кризис практически не коснулся. "Работа над созданием такой яхты занимает не один год, и контракты заключались задолго до кризиса", - отметил Владислав Плешивцев, генеральный директор компании, которая занимается производством люксовых яхт в России. У таких компаний редко случается больше трех клиентов в год, однако каждого воистину можно назвать драгоценным. Самая дешевая яхта класса "люкс" стоит 4 миллиона евро. Это уже даже не яхта, а плавучая вилла со всей нужной и ненужной роскошью. А стоимость самой дорогой может расти до бесконечности, в зависимости от желаний и причуд заказчика. "Сейчас мы "тянем" российского клиента, который заказал яхту на 14 миллионов евро", - признался Владислав Плешивцев.
Хотя объемы российского яхтенного рынка в денежном выражении никто не считал, многие эксперты сходятся во мнении: россияне стали тратить на яхты десятки, если не сотни миллионов евро в год. При этом круг игроков рынка очень узок. Строительством яхт в России занимаются около ста компаний, а парусники класса "люкс" выходят только под пятью российскими брендами.
Эксперты считают, что падение спроса на яхты - прямое свидетельство, что экономические трудности испытывают и люди с высоким доходом. Однако утверждают, что в ближайшие два-три года продажа яхт опять пойдет в рост. Ведь где еще спасаться от финансовых неприятностей и депрессии, как не в море и под парусами.
Кстати
Уже после пресс-конференции появилась информация, что один из ее предполагаемых участников был задержан перед началом встречи с журналистами. Это управляющий партнер холдинга, который занимается поставкой катеров и яхт в Россию. Предпринимателя подозревают в контрабанде дорогостоящих парусников в составе организованной преступной группы, сообщает Федеральная таможенная служба. Кроме поставщиков яхт в уголовном деле фигурируют несколько бывших сотрудников таможни. В течение трех лет группа по поддельным документам поставляла в Россию дорогие моторные яхты, произведенные в Италии и Великобритании.