В Армениии значительная часть политической элиты и деловых кругов весьма позитивно восприняли подписание протоколов о нормализации армяно-турецких отношений. По словам видного социолога Агарона Адибекяна, уже одна только публикация этих документов повысила рейтинг властей республики. "Все те, кто понимает, что Армения находится в состоянии кризиса, приветствуют эти протоколы. Для тех, кто пользуется дешевыми турецкими товарами, открытие границы - достаточно серьезный шаг", - заявил ученый. При этом Агаронян прозрачно намекнул, что в случае, если бы Ереван не пошел на мировую с Анкарой, страна лишилась бы многомиллиардных зарубежных кредитов, что в условиях кризиса быстро привело бы к коллапсу и без того испытывающей серьезные трудности экономики.
В свою очередь, сопредседатель турецко-армянского делового союза Каан Сояк сказал в интервью турецкой газете Hurriyet, что, по его оценке, если сегодня товарооборот между странами составляет 150 млн. долларов, то с открытием границы эта цифра удвоится, а к 2012 году достигнет миллиарда долларов. Это вполне вероятно, если учесть, что сегодня торговля ведется через территорию Грузии и Ирана. Это весьма накладно - по некоторым данным, такой "длинный транзит" увеличивает конечную стоимость товаров на треть. Поэтому армянский потребитель в массе своей против деблокады границы возражать не станет.
Каан Сояк также отметил, открытие границ будет способствовать развитию восточных районов Турции, в частности, Карса. При этом наиболее динамично станет развиваться туристическая сфера. "Остров Ахтамар на озере Ван, руины Ани под Карсом и Святой Эчмиадзин в Армении составляют тот треугольник, который является самым желанным местом посещения живущих в США, Франции, Канаде, Ливане и других странах 7-и миллионов армян. Ни в каком другом месте мира нет таких гарантий для развития туризма, как здесь", - считает он. А главное - восстановление железнодорожного сообщения между турецким Карсом и армянским Гюмри может внести изменения в структуру логистики стран Средней Азии, России и Западной Европы, "станет одной из надежных дорог, связывающих Южную Европу и Турцию с Афганистаном", - утверждает турецкий эксперт. С таким подходом, скорее всего, полностью согласны и российские железнодорожники, которые являются владельцами армянской жделезнодорожной сети и подвижного состава. Иначе вряд ли Южнокавказская железная дорога еще весной развернула бы в Гюмри строительство крупнейшего в регионе логистического центра, который даст работу более чем 500 месным жителям.