По распоряжению министра внутренних дел Рашида Нургалиева по всей стране проходит большая переэкзаменовка сотрудников милиции, сидящих за рулем. А все инспекторы ГИБДД должны доказать знание Правил дорожного движения. Не у всех это получилось с первого раза, а у кого-то вообще не получается.
Аварийный зачет
Поводом для решения министра послужили многочисленные аварии, в которых зачастую были виноваты сами милиционеры.
Стоит уточнить, что обязательная проверка знаний правил проводится для автоинспекторов каждый год. Они также сдают зачеты по Закону "О милиции" и Кодексу об административных правонарушениях. Причем такие экзамены гаишники сдают по тем же билетам и на тех же компьютерах, на которых проходят испытание и обычные кандидаты в водители. Однако сейчас эта переэкзаменовка заслуживает отдельного внимания, так как ее результаты оказались плачевными. Возможно, потому, что сейчас инспекторам приходится не формально, а по всей строгости держать экзамен. В Омске, например, 15 процентов милиционеров проверку на знание правил не выдержали.
- 1194 сотрудника (66 процентов личного состава) экзамен уже сдали, - сообщила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь УВД по Омской области, старший инспектор Татьяна Кравец. - 273 милиционера его не выдержали и направлены на пересдачу. Среди инспекторов ГИБДД - картина иная. Из 502 человек только четверо потерпели фиаско. Двое "получили права" лишь со второй попытки, еще двое с задачей не справились.
Хотя каждый из экзаменующихся уже имеет водительское удостоверение.
- Приказ есть приказ, - сказал корреспонденту "РГ" инспектор ГИБДД Андрей Василенко. - Лично я в своих знаниях не сомневался. Каждый день на дороге - и сам сдаю экзамен по Правилам дорожного движения, и принимаю его у омских водителей. Очень удивлен, что среди нас есть двоечники. Это какой-то полтергейст.
А в Татарстане каждый день в пять утра все инспекторы ГИБДД, которые заступают на дежурство, должны ответить на вопросы как минимум одного экзаменационного билета по дорожным правилам. Кто выдержал теоретическое испытание, смело может выходить на смену. Как сказал корреспонденту "РГ" замначальника контрольно-профилактического отдела управления УГИБДД Татарстана Юрий Ставниченко, эта традиция в стенах республиканской Госавтоинспекции зародилась еще десять лет назад. Поэтому когда пришел приказ о проведении всеобщего экзамена для всех сотрудников инспекции безопасности дорожного движения, в Татарстане его никто не провалил.
В Свердловской области автоинспекторы поставили безрадостный рекорд - каждый пятый провалил зачет. Но особой беды в этих цифрах руководство регионального управления Госавтоинспекции не видит. Напротив, начальник ведомства Юрий Демин гордится тем фактом, что 80 процентов сотрудников сдали с первого раза. Впрочем, смотря с чем сравнивать: так, в конце прошлого года во время тестирования сотрудников ГИБДД Краснотурьинска выяснилось, что только один из всех сотрудников этого немаленького уральского города знает правила. Остальные во время сдачи экзамена допустили до восьми ошибок. Тогда краснотурьинских стражей дорог на экзамен отправили сотрудники прокуратуры: местные автолюбители завалили надзорное ведомство жалобами на автоинспекторов, которые наказывали водителей не по законным, а по "своим" правилам.
В Алтайском крае проверку на знание Правил дорожного движения каждый день проходят по 300 автоинспекторов и милиционеров. В аудиторию заходят по пять человек, вытаскивают билеты, садятся за компьютеры и отвечают на свои 20 вопросов в течение 20 минут. Экзаменаторы следят за тем, чтобы никто не списывал и не спрашивал подсказки. Посторонним вход строго воспрещен.
На данный момент свои знания продемонстрировали более 70 процентов проверяемых. "Неуд" получили уже 17 человек. Судьбу неудачников 1 сентября решит руководство ГУВД по Алтайскому краю. Вероятнее всего "двоечников" лишат служебных автомобилей и переведут в другие подразделения.
В Новосибирской области уже завершилась кампания по выявлению безграмотных сотрудников Госавтоинспекции. Сколько гаишников провалили экзамен, в местном ГИБДД назвать отказались, сославшись на то, что данные пока не обобщены. Хотя вполне возможно, что "режим строгой секретности" объясняется не слишком высокими результатами. Сами гаишники признают, что среди них много непрофессионалов - до последнего времени в ГИБДД был некомплект сотрудников, поэтому и выбирать было просто не из кого.
- Не буду скрывать - уровень знаний ПДД сотрудниками Госавтоинспекции оставляет желать лучшего, - сказал начальник Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Сергей Штельмах. - Но мы работаем над повышением профессиональных качеств инспекторов: они посещают занятия, а затем сдают экзамены, это отработанная практика.
В Кемеровской области зачет не сдали 17 из 237 милиционеров, за которыми закреплен служебный транспорт. Комиссия проверяла знания не только у водителей, но и у работников криминальной милиции, участковых и гаишников. Всех, кто засыпался, отстранили от управления машиной. Служебной, естественно. Теперь они в течение десяти дней обязаны пройти повторное тестирование. Если опять "двойка" - встанет вопрос об отлучении от руля уже на более длительный срок. Говорят даже, что навсегда. Работники отдела пропаганды областной Госавтоинспекции сообщили корреспонденту "РГ", что у них в подразделении профессиональные навыки проверяют каждую среду.
В регионе до сих пор помнят трагический инцидент, виновником которого стал оперуполномоченный уголовного розыска Рудничного РОВД Кемерова Дмитрий Мучников. Сев за руль служебных "Жигулей" пьяным, он столкнулся с "Тойотой" и смертельно ранил из табельного оружия ее водителя. А потом, вновь не справившись с управлением, сбил насмерть двух девушек, стоявших на обочине. В уголовный розыск Мучников, который перед этим сменил несколько мест службы в органах, пришел из ГИБДД.
Наказание за "двойку"
Что будет с теми гаишниками, которые провалили проверку? Понятно, что все не сдавшие с первого раза экзамен будут проверены по второму разу. В случае если и тогда они наделают ошибок и проявят правовую безграмотность, то руководство может поставить вопрос о неполном служебном соответствии. Как правило, таких сотрудников отстраняют от контроля за дорожным движением. Есть в ГИБДД и другие места работы, например на воротах стоять и шлагбаумы открывать. Но в принципе незнание сотрудником правил - это нонсенс. Это как если бы хирург не знал анатомии человека. Разве можно доверить такому специалисту проводить операции? А регулировать движение или останавливать нарушителей? Нарушителей чего? Правил, которых сам инспектор не знает. Поэтому и возникают ситуации, когда за движение задним ходом инспектор обвиняет водителя в движении по встречной полосе, а его командир поддерживает его в этом заблуждении. Такие ситуации происходили в том числе и в Москве.