Завершить приемо-сдаточные испытания многоцелевой подводной лодки "Нерпа", построенной на заводе в Комсомольске-на-Амуре, планируется весной будущего года. А после этого атомную субмарину передадут-таки в долгосрочный лизинг индийским ВМС. В дни официального визита президента Индии Пратибха Патила в Москву из этого факта уже не делают тайны.
Ожидается, что уже в сентябре на сдаточную базу "Восток" Амурского судостроительного завода в Большом Камне (это Приморский край) прибудет индийский экипаж. После того как он ознакомится с кораблем уже не по схемам и не на учебных тренажерах, а в реальной обстановке, начнутся приемо-сдаточные испытания подлодки. При оптимистическом раскладе, если не возникнет новых проблем, завершить все процедуры рассчитывают "в конце марта - начале апреля 2010 года".
Напомним, что ранее "Нерпу" собирались передать Индии уже нынешней осенью. Но из-за прошлогоднего ЧП с несанкционированным срабатыванием системы пожаротушения (тогда, напомним, погибли 20 человек из сдаточной команды) потребовались дополнительные ревизия и замена части оборудования. По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, дополнительные затраты, которые понесло предприятие на восстановление "Нерпы", оценены в 1,9 миллиарда рублей. "Но эту сумму, - заметил он, - еще надо обосновать". Тогда же сообщалось, что Минобороны России согласилось перечислить Амурскому судостроительному заводу за государственный оборонный заказ 380 миллионов рублей. Эти средства пошли на выплату зарплаты работникам предприятия (до этого была многомесячная задолженность) и на расчеты с предприятиями-контрагентами, участвовавшими в восстановлении подводной лодки.
Однако уже тогда в конструкторском бюро "Малахит" (Санкт-Петербург), где спроектировали "Нерпу" и другие корабли аналогичного проекта, выражали обеспокоенность сложившимся на заводе положением и откровенно сомневались, что "Нерпу" удастся передать заказчику осенью 2009 года. Тем более с условием проведения практики для индийского экипажа.
Как бы там ни было, 10 июля многострадальная АПЛ вышла на повторные ходовые испытания. По сообщению пресс-секретаря Амурского завода Марины Радаевой, акт о готовности лодки к продолжению испытаний накануне был подписан командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Константином Сиденко и генеральным директором ОАО "АСЗ" Николаем Повзыком, незадолго до этого возвращенным в свою прежнюю должность.
Испытания проходили в стомильной зоне от берега. Первый этап, завершившийся к 27 июля, был признан успешным. "Нерпа" ненадолго зашла в Большой Камень, на ней установили и смонтировали "дополнительное оборудование", как сообщалось, "для проведения регулировочных и наладочных работ". Теперь и второй этап позади - лодка уже вернулась, экипаж и сдаточная команда под присмотром проектанта устраняют замеченные "шероховатости". О каких-то серьезных проблемах не сообщается.
Но зато прояснилось другое обстоятельство: высокопоставленный источник в Минобороны России дал понять журналистам, что перед тем, как передать атомную подлодку в лизинг Индии, ее официально примут в состав российского ВМФ. Таким образом, начальник Генштаба Николай Макаров, в свое время заявивший, что Россия не строит атомные лодки на продажу, а строит их для себя, формально оказался прав.
Между тем у истории с "Нерпой", которую в индийских СМИ уже открыто называют "Чакрой-2" и утверждают, что Москва передаст ее Дели в лизинг на 10 лет за 650 миллионов долларов, есть своя, и весьма выразительная, предыстория.
Об этом мало кто знает, но в свое время Советский Союз передавал Индии в аренду на три года одну атомную подлодку проекта 670 с крылатыми ракетами "Аметист". В 1966-м в Горьком ее спустили на воду. 13 лет К-43 находилась в составе Северного флота. В 1980 году совершила переход Северным морским путем на Тихий океан, где еще восемь лет несла службу. А 5 января 1988 года эта лодка, переименованная в УТС-550, подняла во Владивостоке флаг ВМС Индии и с нашим экипажем под командованием капитана II ранга Александра Теренова отправилась к индийским берегам.