06.09.2009 20:22
Экономика

Пассажиров, купивших билеты на рейсы "КД Авиа", до 29 сентября будут перевозить восемь других авиакомпаний

"КД Авиа" прекратило полеты в прошедшие выходные
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №167 (4991)
Читать на сайте RG.RU

Пассажиров, купивших билеты на рейсы "КД Авиа", находящейся в предбанкротном состоянии, до 29 сентября будут перевозить другие восемь авиакомпаний. В марте они подписали с Росавиацией соответствующие договоренности. Тогда компания первый раз объявила о возможной приостановке полетов.

Тем, у кого вылет назначен на более поздние даты, придется сдать билеты обратно в кассы. С 14 сентября Росавиация, в соответствии Воздушными правилами, приостанавливает права калининградского перевозчика на полеты.

Однако "КД Авиа", как известно, не смогла дотянуть до этой даты и практически "встала на прикол" уже 5 сентября. Перевозчик летает только по маршруту Москва - Калининград - Москва. В целом же, учитывая накопившиеся долги и неплатежеспособность компании, аэропорты не выразили энтузиазма обслуживать ее еще неделю. В омском аэропорту уже в пятницу начали задерживать рейсы калининградского перевозчика. Тогда же глава Росавиации Геннадий Курзенков, рекомендовал всем пассажирам "КД Авиа" возвращать билеты в те агентства, где их приобретали, и покупать их на рейсы других перевозчиков.

Тех, у кого нет такой возможности, перевезут заранее отобранные для этого авиакомпании. Их восемь - "Аэрофлот - Российские авиалинии", "S7", "Аэрофлот-Норд", "ЮТэйр", "Трансаэро", "Аэрофлот-Дон", "СкайЭкспресс" и "ГТК "Россия". Позже Росавиация должна будет компенсировать им затраты на перевозку "чужих" пассажиров из зарезервированных на такой случай 5 миллиардов рублей. Правда, если билет взят сразу "туда и обратно" и часть пути уже проделана, то придется все-таки его сдать и покупать новый. По данным Росавиации на воскресное утро, свыше 800 пассажиров "КД Авиа" вывезены другими перевозчиками из различных российских городов. При этом в Росавиации сразу предупредили, что задержка между планируемым и фактическим вылетом может составить два-три, а по отдельным направлениям и более часов. Ведь очень сложно сразу на ходу корректировать ситуацию с отправкой пассажиров. В любом случае, для решения всех этих вопросов в Росавиации организован штаб и работает "горячая линия".

Что же привело "КД Авиа" к столь плачевному состоянию? Специалисты называют две причины. Первая - политика демпинга цен. Компания без экономического обоснования занижала стоимость билетов. Вторая причина - долги за лизинговые платежи. Еще весной компания пыталась решить свои проблемы, обратившись к кредитным организациям за очередными финансовыми займами. Однако после событий августа прошлого года, когда авиакомпании альянса "ЭйрЮнион" перестали летать, банковское доверие ко всем перевозчикам поубавилось. "КД Авиа" так не удалось найти денег на операционные расходы и на выплаты по зарплатам, лизингодателями, российским и европейским аэропортам, аэронавигационным службам, Пенсионныму фонду. По подсчетам Роасавиации, общий убыток "КД Авиа" от операционной деятельности за первое полугодие 2009 года составляет более 2,8 миллиарда рублей. В таких финансовых условиях "КД Авиа" не смогла обеспечить бесперебойное воздушное сообщение и выполнение обязательств перед пассажирами. За что и была лишена права летать.

Что касается региональных властей, то губернатор Калининградской области Георгий Боос возложил ответственность за ситуацию с "КД Авиа" на прежнее руководство компании. По его мнению, управление осуществлялось крайне неэффективно, не было сделано самого необходимого. К новому акционеру - банку "Санкт-Петербург" - трудно предъявлять претензии, поскольку он появился слишком поздно. Теперь проблему придется решать кредиторам и правоохранительным органам, резюмировал Боос. Пытаясь спасти перевозчика, власти на федеральном уровне предоставили ему помощь в размере 4 миллиардов рублей для внесения в уставный капитал, напомнил губернатор. Администрация Калининградской области обязалась предоставить "КД авиа" бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Но для получения субсидии компания должна была выполнить необходимые условия - разделить аэропорт и авиаперевозки на две самостоятельные компании, напомнил Боос. Но этого так и не произошло.

Есть информация, что арбитражный суд Калининградской области принял к производству дело о банкротстве ОАО "КД авиа". Компания сама инициировала эту процедуру из-за долгов на сумму более 11,72 миллиарда рублей. Учитывая, что калининградский аэропорт и "КД Авиа" - единое целое, процедура банкротства может осложнить жизнь не только пассажиров авиакомпании, но и всех, кто имеет отношение к авиаузлу Калининграда, полагают эксперты. Насколько эффективно аэропорт сможет работать, обслуживать перевозчиков и пассажиров, вовлеченный в процедуру банкротства - большой вопрос. Кроме того, нельзя забывать, что по российскому законодательству, взлетно-посадочные полосы принадлежать государству, а частными могут быть только терминалы аэропорта. То есть не все имущество аэропортов может быть продано с молотка. Впрочем, на момент подписания номера в Росавиацию не поступало официальной информации о возбуждении процедуры банкротства "КД Авиа".

Справка "РГ"

По всем вопросам, связанным с вылетами пассажиров "КД Авиа", можно звонить по "горячей линии" дежурному Росавиации: +7-916-224-68-24.


Авиатранспорт