Нефтепродукты из Казахстана не будут экспортировать до 1 января 2010 года. Такое решение приняло правительство страны. Инициативу проявили местные антимонопольные органы - Агентство по защите конкуренции. Приемлем ли для России такой путь?
Основные причины для запрета - снижение производства топлива внутри республики, нехватка бензина для уборочных сельхозработ, а также резкий взлет цен на ГСМ в некоторых районах страны.
Это уже не первое "предупреждение". В прошлом году правительство по инициативе антимонопольщиков также вводило на несколько месяцев аналогичный запрет, пытаясь навести порядок с ценами, которые якобы искусственно взвинчивали основные игроки рынка. Но подобные меры действия не возымели.
Если России перенять этот опыт, может быть, он будет более успешным? Это нам не поможет, считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Во-первых, обращает он внимание, таможенная пошлина на вывоз нефтепродуктов в Казахстане - 60 долларов за тонну - не сравнится с принятой в России экспортной пошлиной в 160 долларов. Во-вторых, подобная запретительная ситуация в России с экспортом ГСМ практически исключена, так как нефтепродуктов "хватает за глаза". Но есть проблема в их цене, которая, соглашается эксперт "РГ", велика, и в качестве, которое оставляет желать лучшего. К примеру, поясняет Геннадий Шмаль, горюче-смазочных материалов наши нефтеперерабатывающие заводы производят в избытке, экспортируя ежегодно до 30 миллионов тонн солярки и до 40 миллионов тонн мазута. Другое дело - экологически чистый бензин, производство которого, по идее, давно пора увеличивать в России за счет снижения экспорта сырой нефти и строительства новых и современных заводов.
Кстати, в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы по поводу высоких цен на бензин, опубликованных на сайте ФАС, также подтверждается, что конкуренции на рынке нефтепродуктов в России мешает дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Тем не менее, отвечая на вопрос "РГ", снизятся ли в идеале розничные цены на бензин при введении в строй в России новых и современных нефтеперерабатывающих заводов, Шмаль говорит, что "не факт". Потому что сегодня в цене одного литра бензина налоги для нефтяников составляют 60 процентов. "Только через экспортные пошлины государство забирает до 42 процентов выручки компаний, не считая НДПИ и тарифов за транспортировку", - уточняет Шмаль. Казахские показатели, заметим, в разы меньше.
Эту несправедливую налоговую составляющую, по мнению эксперта "РГ", надо менять, делать "открытой и прозрачной". Что касается усилий Федеральной антимонопольной службы, которая на протяжении последнего полугодия упорно судится, чтобы взыскать полуторамиллиардные штрафы с нефтяных компаний, то, по мнению Шмаля, "караван будет по-прежнему идти", так как усилий одной только ФАС в наведении порядка на автозаправках мало. Назрела необходимость в более адекватных правилах ценообразования, которые удовлетворяли бы интересы как производителей и потребителей. А это как раз в компетенции ФАС, считает эксперт.
Между тем, по данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 25 по 31 августа выросли на 0,4 процента и составили 21- 23,5 рубля. По сравнению с началом года автотопливо подорожало на 7,9 процента. В августе рост цен достиг 3,6 процента. Эксперты прогнозируют, что колебания цен на автозаправках продолжатся.