В Краснодарском крае и Республике Адыгея цены на нефтепродукты - одни из максимальных в РФ. Что обусловлено, по мнению местных специалистов, нежеланием большинства крупных российских нефтекомпаний комплексно осваивать местное нефтесырье и развивать его переработку в Причерноморском регионе Северного Кавказа. В отличие от высокоприбыльного сбыта привозных нефти и нефтепродуктов. Это отмечалось в ходе недавних совещаний в администрациях Краснодарского края и Адыгеи по проблемам топливных отраслей. Решением проблемы, как отмечено на этих форумах, могут стать развитие геолого-разведочных работ, внедрение новых технологий нефтедобычи и допуск местного малого и среднего бизнеса в краевые геологоразведку, нефтедобычу и нефтепереработку.
А как отмечено на "параллельной" конференции в Геленджике по развитию нефтегазодобычи в регионе, в Северокавказском Причерноморье есть существенные запасы "черного золота", его перспективные участки обнаружены и на суше. Поэтому требуются повышенное качество разведочных работ и современное добывающее оборудование. По данным краевого департамента по вопросам ТЭКа, разведанные ресурсы нефти и нефтесодержащих жидкостей в сухопутной части края ныне достигают 420 млн тонн. В Адыгее, по данным ее правительства, те же запасы - пока 200 тыс. тонн, но с учетом предварительно разведанных ресурсов этот показатель превышает 500 тыс. тонн. Однако власти, эксперты и потребители в этих регионах сетуют на то, что крупному бизнесу куда выгоднее сбывать по растущим ценам завозимые нефть, и особенно нефтепродукты, чем вкладываться в разработку местных ресурсов и тем более в их переработку. И похоже, значительная часть нефтересурсов Краснодарского края и Адыгеи до сих пор "информационно скрыта" и/или законсервирована.
По мнению кандидата геологических и экономических наук Сергея Владименко (г. Нефтегорск, Краснодарский край), "в Нефтегорско-Хадыженско-Апшеронском районе (предгорье вблизи Туапсе и Сочи. - Прим. ред.) еще в 1980-х были выявлены промышленные запасы высококачественной нефти, которая почти не требует переработки (так называемая белая нефть), она добывалась в 1920-1960-х и вблизи Майкопа. Ее периодически добывали в 1980-х и 1990-х годах в нашем районе, но затем те скважины "замуровали" и отказались от создания нового близлежащего нефтеперерабатывающего завода. Не только в крае, но и на Северном Кавказе в целом, только два НПЗ - в Туапсе и Краснодаре, хотя их мощностей даже после реконструкции не хватит для переработки соседней, да и всей северокавказской нефти. Потому и "питается" край, как и Адыгея, завозимыми и быстродорожающими нефтью с нефтепродуктами". По данным краевого департамента по вопросам ТЭК, из-за истощения большинства месторождений добыча нефти и газа уже в 1990-х опустилась до минимума, но она почти не компенсировалась приростом запасов. Ныне степень выработанности промышленных запасов нефти в регионе превышает 80%.
Но ситуация начинает меняться. По данным замминистра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, "в 2009 году выявлено в целом более 30 перспективных на нефть и газ объектов на территории Краснодарского края, Адыгеи, Дагестана и Кабардино-Балкарии. Эти работы будут продолжены". Схожие перспективы высказывают в Федеральном агентстве по недропользованию: вся кубанская нефть находится в обжитых районах с развитой инфраструктурой и рынком стабильного сбыта. А нефтепереработка - рядом. Так что и небольшие месторождения в этом регионе весьма перспективны.
Что касается нефтегазоразведки в крае, то, по данным краевого департамента ТЭК, в 2009 году в этой сфере будет освоено минимум 40 млн рублей. Хотя геолого-разведочные работы в Краснодарском крае возобновились только в 2006 году, но только за 2006-2008 годы в них инвестировано 5,6 млрд рублей. Развивается нефтегазоразведка и в Адыгее, особенно в ее центральном и юго-западном районах, где предполагается наличие высококачественной белой нефти.