08.09.2009 00:01
Экономика

Российские терминалы могут остаться без грузов

Российские терминалы могут остаться без грузов
Текст:  Алексей Балиев
Российская Бизнес-газета - : №34 (718)
Читать на сайте RG.RU

 

Запад начинает радикальный пересмотр большинства трубопроводных проектов из бывшего СССР. Первыми подвергнут ревизии нефтепровод Прикаспийский (Туркмения-Казахстан-РФ) и Баку-Тбилиси-Джейхан (Азербайджан-Грузия-Турция). Не успели Армения и Турция объявить об установлении дипотношений, как официальное информагентство США - ЮПИ - выступило в пользу маршрута трубопроводов через Армению в Турцию и далее в ЕС. Видимо, именно транзитный фактор является главным стимулом турецко-армянского примирения. Нефте- и газопроводы из Каспийского региона через Армению минимум втрое короче "пророссийского" Прикаспийского трубопровода и на треть - нынешнего пути на турецкий Джейхан.

По мнению ЮПИ, "...нормализация турецко-армянских отношений, если удастся умиротворить Азербайджан, могла бы иметь огромное воздействие на будущие маршруты экспорта каспийских газа и нефти, ибо маршруты по Армении были бы гораздо короче и дешевле существующих. Учитывая состояние отношений между Арменией и Азербайджаном, вариант трубопровода к Джейхану через Армению был исключен. Но искривленная трасса нефтепровода прекрасно вписывалась в политику Вашингтона по поддержке создания любых трубопроводов, прокладываемых в обход России и Ирана...".

Вскоре, вероятно, с участием Турции начнется "пересчет" проектов всех новых нефте- и газопроводных проектов из всех "нефтегазовых" стран экс-СССР с акцентом на преимущества армянского маршрута. Предполагается, что на новый путь может быть переведено до 20-25% объемов туркменского и казахстанского газа, предназначенных для Прикаспийского маршрута, и около трети объемов транзита азербайджанской нефти через свеверокавказские трубопроводы к российским черноморским портам Новороссийск и Туапсе.

Нефть и газ