Одна за другой развитые страны сообщают о первых признаках оживления экономики, пострадавшей от беспрецедентного мирового финансово-экономического кризиса. Беларусь - не исключение. На днях заместитель министра экономики страны Татьяна Старченко рассказала об итогах развития за 7 месяцев нынешнего года. Хотя ситуация в народном хозяйстве до сих пор остается непростой, налицо определенный прогресс. Это при том, что Беларусь и раньше не допускала падения объемов производства товаров и оказания услуг.
- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, он возрос на четыре десятых процента, - отметила Татьяна Михайловна. - Это несколько больше, чем за первое полугодие. Прирос индекс производства потребительских товаров. Высоким, на уровне 17,7 процента, является увеличение инвестиций. В том числе это результат антикризисных мер, принятых на государственном уровне.
Однако промышленное производство сократилось на 3,9 процента. В первую очередь это касается машиностроения. Белорусские трактора, автомобили и станки не перестали быть востребованными. Но у потенциальных покупателей сейчас просто нет средств на их приобретение, проблематично взять и банковский кредит. И если продажу техники внутри страны государство еще может в определенной степени стимулировать за счет инновационных программ, то на внешних рынках дело выглядит значительно сложнее. Это привело к значительному росту отрицательного сальдо внешней торговли, превысившему за 7 месяцев 3,1 миллиарда рублей.
Вот, например, как выглядят поставки белорусской продукции на главный для страны рынок - российский. В первом полугодии там было продано 8185 тракторов, 11 400 единиц сельхозтехники, 900 грузовиков и седельных тягачей, без малого миллион шин, 217 тысяч тонн молока и молочных продуктов. Перечень можно продолжить, но общий итог достаточно тревожный: поставки сократились почти наполовину. При этом упали и цены, по которым продавалась белорусская продукция. Хотя и тут есть определенный прогресс. По сравнению с первым периодом года, падение внешней торговли удалось несколько притормозить.
- Воздействие мирового кризиса на различные сектора народного хозяйства Беларуси проявилось по-разному, - считает заместитель министра экономики страны Андрей Тур. - Хотя отдельные показатели оказались ниже, чем планировалось, некоторые факты обнадеживают. Снижение темпов промышленного производства, кстати, не такое заметное, как в других странах СНГ, удалось замедлить. В значительной мере это результат мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса и продвижения продукции на внешние рынки.
Можно назвать ряд отраслей, позволивших сгладить падение товарооборота. Существенно больше прошлогоднего потребили россияне белорусских мяса и мясопродуктов, молока и изделий из него, бытовой техники. Что же касается белорусской промышленности в целом, то и там ряд отраслей продемонстрировал существенный рост: неф тепере раба тывающая, химическая, пищевая. В сельском хозяйстве устойчиво развиваются обе основные ветви - животноводство и растениеводство.
- На строительство жилых домов в январе-июле использовано 21,1 процента общего объема инвестиций, - комментирует Татьяна Старченко. - По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ввод жилья увеличился на 12,4 процента.
И другие показатели подтверждают, что государство не отступило от своих социальных обязательств. На 1,6 процента возросла реальная заработная плата. Хотя в бюджетной сфере она несколько сократилась. Сейчас в правительстве рассматривается возможность увеличения еще в этом году тарифной ставки первого разряда для поддержки учителей, врачей, работников культуры. Но сделать это будет трудно, если не наверстать продажу промышленной продукции. Беларусь намерена расширять поставки в лизинг, создав для этого государственную компанию. Большое подкрепление оказало бы и расширение перечня белорусских изделий, продаваемых по госзаказу в России на условиях льготного кредитования.
В Беларуси надеются, что экономика страны в этом году сохранит нынешний темп. И все-таки говорить о планах на год следующий специалисты пока не спешат. Обсуждаются разные варианты развития, более или менее динамичные. От этого зависит, к слову, и финансирование союзного бюджета.