Соответствующий приказ подписал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Теперь отрывки из романа Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века.
Напомним, год назад, в сентябре 2008-го, премьер-министр Владимир Путин поручил минобрнауки доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата Александра Солженицына в них было представлено более полно. До сих пор обычные российские школьники знакомились с творчеством Солженицына по рассказу "Матрёнин двор" в средней школе, а позже, уже в 11-м классе, проходили повесть "Один день Ивана Денисовича". "Архипелаг ГУЛАГ" входил в обязательную программу по литературе только в профильных классах старшей школы. И, кстати, многим педагогам такое положение вещей казалось неправильным.
"Естественно, имя Солженицына упоминается, когда на уроках истории изучают 30-е годы ХХ века, период хрущевской оттепели, 90-е годы. Но простое увеличение часов на изучение этого автора в рамках предмета, не даст должного результата" - так считает московский учитель истории Андрей Лукутин. Многое, по его мнению, зависит от того, как материал преподнесет учитель, насколько грамотно будет организован учебный процесс. Ведь можно на уроках литературы изучать произведения Александра Солженицына именно как художественные, а на уроках истории уже рассматривать их как документальные свидетельства эпохи.
Кстати, и сам министр Андрей Фурсенко в свое время говорил о том, что важно знать не только художественные произведения автора, но и его публицистику. В частности, труд "Как нам обус-троить Россию". Глава образовательного ведомства считает, что в 10-м классе ребята уже вполне готовы воспринимать литературу такого уровня.
Теперь, когда "Архипелаг ГУЛАГ" включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов, изучение фрагментов романа станет обязательным для всех российских старшеклассников.
Наталья Солженицына:
- Да, это была инициатива премьер-министра Владимира Путина, и еще тогда я сказала, что всячески ее поддерживаю, но считаю, что для учащихся общей школы, не профильной, непосильно читать сразу три тома романа. Нужны фрагменты, или очень сильно уменьшенный объем. На встрече с министром Фурсенко мне предложено было подготовить такой сжатый вариант романа "Архипелаг ГУЛАГ". Этим я сейчас и занимаюсь. Работа будет представлена экспертному сообществу методистов и учителей в ноябре. После того как экспертиза будет пройдена, книгу, надеюсь, напечатают достаточным тиражом, чтобы она попала во все российские школы. Именно по ней будут изучать роман школьники, и ею же смогут пользоваться педагоги при подготовке к занятиям, выбирать из нее для уроков то, что покажется нужным.