10.09.2009 00:46
Экономика

Валерий Руденко: Нижнетагильские выставки вышли на окупаемость со второго года проведения

Опыт проведения оборонных выставок оказался полезным для многих отраслей
Текст:  Владислав Овчинников (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4993)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Нижнем Тагиле открывается V выставка-ярмарка "Магистраль-2009", на которой более 200 предприятий представят продукцию, предназначенную для транспорта.

Нижнетагильский институт испытания металлов, на базе которого она проходит, 10 лет назад начал использовать свой полигон для выставочной деятельности. По оценке Валерия Руденко, руководителя ФКП "НТИИМ", сравнительно скромные затраты на это направление помогают выживать и развиваться институту и сотням других предприятий.

Российская газета: Валерий Лукич, когда появилась идея демонстрировать на выставочном комплексе полигона не только вооружение, средства обороны и защиты, но и технику, оборудование для других отраслей?

Валерий Руденко: Осенью 2003 года мы проводили первую железнодорожную выставку "Магистраль". В этом году она пройдет в пятый раз. Смысл очевиден: на Урале сосредоточено почти 70 процентов промышленного потенциала России, а масштабных демонстрационных площадок не было.

Создание нашего выставочного центра открыло большие возможности для многих предприятий: дешевле и рациональнее экспонировать продукцию в собственном регионе, чем везти ее за рубеж или в европейскую часть страны. К тому же здесь есть уникальные возможности показать технику в действии.

Специально для предприятий, выпускающих продукцию для МПС, мы построили пять железнодорожных путей общей протяженностью около двух километров для экспонирования более 40 единиц подвижного состава. У нас даже появилась настоящая железнодорожная станция с перроном, вагоном-рестораном.

Ранее мы так же удачно проводили выставки, посвященные металлургии. Это подтолкнуло к идее проведения не отраслевых, а общепромышленных экспозиций. Так что осенью следующего года в Нижнем Тагиле состоится  выставка "УралПром­Экспо".

РГ: Сколько за десятилетие вложено средств, из каких источников и каковы результаты?

Руденко: Общая стоимость выставочного комплекса исчисляется сотнями миллионов рублей. Однако в этой сумме значительную долю занимают затраты на реконструкцию инфраструктуры полигона. Финансирование шло из федеральных источников - на объекты для испытаний боеприпасов, вооружения, все это используется и для решения наших производственных задач, и при проведении выставок.

А то, что мы строили специально для выставочной деятельности, потребовало финансов на порядок меньше - десятки миллионов, которые складывались не только из наших затрат, но и из средств заинтересованных бизнес-структур. Область финансировала в основном дорожное строительство, создание автостоянок. Помощь некоторых предприятий заключалась в возведении (на паритетных с нами условиях) объектов, необходимых для демонстрации их продукции - например, вододрома, автотрассы.

Экономические результаты таковы, что практически уже со второго года наши выставки стали окупаемыми. При этом не измерить деньгами того плюса, что наше гос­предприятие получило широкую известность, к нам приезжали первые лица государства, министерств, ведомств.

РГ: Помогает ли выставочная деятельность вашему предприятию и его партнерам в кризисный период?  

Руденко: Нашему институту и в прошлом было немного легче пережить трудный период нестабильности - отсутствия заказов, дефицита финансов. Новая деятельность помогла всему коллективу на практике освоить вторые - выставочные - профессии: от этого каждый специалист стал чувствовать себя уверенней.

В последние годы объем российских экспортных контрактов оборонного значения непрерывно увеличивался, и мы не сомневаемся, что в этом есть и наш вклад. Свидетельство тому - и растущий год от года интерес к нашей выставке со стороны участников, посетителей, иностранных гостей. О договоренностях, достигнутых на выставках, мне не раз сообщали руководители компаний-участников.

В связи с мировым финансовым кризисом некоторые выставки ощутили уменьшение количества участников - почти на 30 процентов. Мы же зафиксировали снижение только на 15 процентов. При этом все главные предприятия оборонного рынка к нам приехали. Меньше, чем прежде, было посредников.

В целом очевидно, что и наш коллектив, и наши постоянные партнеры и единомышленники стоят на ногах крепче. А что касается кризиса, то выставки как раз и позволяют успешнее выйти из него. Партнерам мы говорим, что предоставим льготы - только приезжайте, привозите, демонстрируйте продукцию. А мы сделаем все, чтобы с ней познакомились потребители.

РГ: Каковы ваши стратегические планы?

Руденко: Сейчас формируем программу реконструкции, чтобы в ходе решения задач делать не шаг вперед, а два-три. Я думаю, через 30 лет, когда мы будем праздновать столетие полигона, он будет широко известен не только в России, но и во всем мире.

Промышленность Свердловская область Урал и Западная Сибирь