10.09.2009 00:08
Культура

Вячеслав Гордеев: русский балет не утратил своих позиций

"Русский балет" готовится к тридцатилетию
Текст:  Татьяна Хорошилова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №34 (422)
Читать на сайте RG.RU

Сегодняшний гость "СОЮЗа" - Вячеслав Гордеев, художественный руководитель театра "Русский балет", народный артист СССР, член экспертного совета по премии Союзного государства: в области литературы и искусства. Московский государственный театр "Русский балет" завоевал авторитет за двадцать пять лет своего существования. Сегодня звание "артист русского балета" - это марка. В качестве лидера Вячеслав Гордеев в полной мере использовал свою славу, высочайший авторитет и виртуозное мастерство.

В рамках завершающегося в конце сентября пятого "Летнего фестиваля балета", который проходит на сцене музыкального театра им. Наталии Сац, труппа В. Гордеева собирает аншлаги. Фестиваль балета показывает коллективы, живущие самобытной жизнью. "Русский балет" под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева представит в ближайшую субботу премьерный спектакль "Коппелия" на музыку Делиба. А для тех, кто не попадет на премьеру балета в Большом, есть уникальная возможность увидеть еще одну версию знаменитого балета от не менее знаменитого хореографа.

Впрочем, в репертуаре гордеевской труппы есть еще одна премьера - два одноактных балета "Пахита" и "Дягилев", приуроченных к столетию дягилевских сезонов.

О последних премьерах и пошел наш разговор с Вячеславом Гордеевым.

- Вы ведь стояли у истоков рождения "Летнего фестиваля балета"?

- Фестиваль интересен публике палитрой разнообразного репертуара, под живой оркестр каждый вечер на сцене происходит чудо. Мы показываем все то лучшее, что есть в русской балетной школе. По окончании спектакля зрители долго не отпускают артистов. С начала фестиваля в нынешнем году его посетило около 70 тысяч человек.

- Последние ваши премьеры связаны со столетием знаменитых дягилевских сезонов в Европе. Почему вы взялись за эту тему?

- Я считаю, что эти балеты - шедевры. Шедевры, к счастью, незабытые и посвящены Сергею Дягилеву. Руководящая роль Дягилева в тот период была главенствующей, когда он представил на суд Запада русский балет. Это - личность, которая дала серьезный толчок для развития русского балета на Западе. Это и помогло мне расставить акценты в спектакле.

- В какой стилистике сделаны спектакли?

- Я считаю себя последователем наших русских традиций, поэтому я работал в своем стиле, на классической основе, никому не подражал.

- Расскажите теперь о вашей труппе "Русский балет"?

- Скоро будем отмечать ее тридцатилетие. Я в коллективе с 1984 года, а руковожу им 25 лет.

- Как, на ваш взгляд, изменилась публика за 25 лет?

- Сегодня другие времена, но что-то ушло из публики. Когда раньше артисты выходили из Большого театра после спектакля, их осыпали лепестками роз, каждый тебе что-то протягивал вплоть до завернутой в салфетку груши. На тебя смотрели, как на Бога. Такого поклонения сейчас нет.

- Прежде в области космоса и балета мы были впереди планеты всей, а сейчас?

- Не может быть балет тогда лучшим, а сейчас худшим: изменились время, видение, сегодня в балете используются брэйк-данс, джаз, артисты балета даже не надевают балетную обувь, танцуют на каблуках, в кедах... Кому-то выгодно опустить наш балет, вознести то, что привозят к нам с Запада. Это неприемлемо - отечественный балет тиражируется по всему миру, лучшие театры мира почитают за счастье иметь в репертуаре русскую классику. Я считаю, что русский балет не утратил своих позиций. Мы 21 год подряд ездим в Европу выступать и являемся долгожителями на европейской сцене.

- Театр оперы и балета Беларуси открылся после пятилетней реставрации. Как вы оцениваете уровень его балетной труппы?

- Руководитель балетной труппы театра Елизарьев - молодец! Он давно стал делать современные спектакли на хорошей нашей русской классической школе - используется пальцевая техника, а соответственно все балетные приемы.

- Вы входите в Экспертный совет премии Союзного государства. Как вас пригласили на эту почетную должность? Как происходит обсуждение номинантов?

- Три года назад мне предложили войти в состав Экспертного совета по премиям Союзного государства в области литературы и искусства. Мы собираемся на заседания Совета, нам раздают папки с работами номинантов, где подробно и детально освещены произведения, показывают о них фильмы. После этого все члены Экспертного совета высказывают свои мнения и принимают решение тайным голосованием. Мне хочется поддерживать достойных, менее благополучных. Премия Союзного государства в области литературы и искусства мне импонирует.

Между тем

Вчера в Москве прошло заседание Экспертного совета по союзным премиям. После него с журналистами встретились заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин, первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко, заместитель Госсекретаря Союзного государства Сергей Шухно, народный художник СССР Валентин Сидоров. "Мы очень довольны, - сказал В. Рылатко, - что на премию выдвинуты такие художники, как братья Ткачевы и Леонид Щемелев. На премию выдвигались произведения писателя Николая Чергинца. Но он попросил за него не голосовать и отдать свои голоса за тех, кто воевал. Таким образом, на премию рекомендованы произведения белорусского художника Щемелева, авторы памятника Янке Купале в Москве Юрий Григорьев, отец и сын Гумилевские, а также авторы памятника Пушкину в Минске, которые создали Ю. Григорьев и отец и сын Ореховы".

Театр Москва Столица